STOP-газета,
18 сентября 2000 г.
Лимит ответственности страховщика 16579 просмотров
Настоящей статьей мы начинаем анализ правил страхования автомобилей. Поскольку этот вид имущественного страхования является добровольным, то следует сразу отметить, что единых правил страхования в форме всеобщего нормативного документа не существует. Каждая страховая компания разрабатывает такие правила самостоятельно, причем, согласно ч. 3 ст. 943 ГК, «при заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил».
По этой причине в этой и последующей статьях будут рассмотрены пункты, встречающиеся в правилах страхования, которые противоречат интересам страхователей и исключения которых полезно потребовать при заключении договора. Начнем с пункта, говорящего о лимите ответственности страховщика, и рассмотрим варианты смысла, закладываемого в него двумя различными страховыми компаниями. В правилах страхования автомобиля одной страховой компании этот пункт сформулирован следующим образом: «Лимит ответственности страховщика при хищении или полной конструктивной гибели застрахованного автомобиля устанавливается в определенной части от страховой суммы по страхованию «Угон+Ущерб». Лимит ответственности — предельная сумма страхового возмещения, единовременно выплачиваемая страховщиком. Если в страховом полисе установлен лимит ответственности, выплата страхового возмещения при хищении и полной конструктивной гибели производится, независимо от размера страховой суммы, только в пределах установленного лимита ответственности». Чтобы понять смысл сказанного, рассмотрим природу понятия «лимит ответственности страховщика». Из приведенного пункта правил страхования очевидно, что это какая-то часть страховой суммы, подлежащая выплате в качестве страхового возмещения при наступлении страхового случая. Однако страховая сумма может состоять не только из стоимости собственно автомобиля, застрахованного от риска «Угон+Ущерб». Обычно одновременно с автомобилем страхуется и установленное на него дополнительное оборудование. При этом отдельные виды такого оборудования могут быть представлены скорее некоторыми услугами, чем предметами, например тонированием стекол и покрытием антикоррозийной мастикой днища кузова автомобиля. Однако владелец за все это внес дополнительную плату, на размер которой возросла величина его имущественных интересов, защищать которые берется страховая компания. Таким образом, в итоговую страховую сумму должны войти стоимость собственно автомобиля, а также стоимость любого дополнительного оборудования, включая стоимость перечисленных услуг. При этом совершенно очевидно, что дополнительное оборудование может быть испорчено или похищено как отдельно от автомобиля, так и совместно с ним. По этой причине не подлежит сомнению, что размер лимита ответственности страховщика должен быть обязательно равен величине страховой суммы. Этот вывод подтверждают правила страхования автомобилей другой страховой компании, утверждающие, что «страховая сумма, указанная в договоре (полисе), одновременно является лимитом ответственности по одному страховому случаю», т.е. в данном случае лимит ответственности страховщика равен страховой сумме при наступлении любого страхового события. Рассмотрим на конкретном примере, как реализует свою позицию страховая компания, определившая для себя лимит ответственности лишь в части от страховой суммы. Этой страховой компанией с неким гражданином был заключен договор страхования автомобиля и дополнительного оборудования от риска «Угон+Ущерб» по полной программе. При этом общая страховая сумма равнялась 80 тыс. рублей, которая сложилась из стоимости самого автомобиля и его дополнительного оборудования, куда вошли противоугонная сигнализация, подкрылки и антикоррозийная обработка, являющиеся, по сути, неотъемлемыми частями автомобиля. Страховая премия была рассчитана и получена, исходя именно из общей страховой суммы, т.е. 80 тыс. рублей. Однако в страховой полис страховая сумма была занесена двумя строками, при этом одна строка представляла стоимость автомобиля, а другая — стоимость дополнительного оборудования. Между тем лимит ответственности страховщика был определен лишь в пределах стоимости самого автомобиля. Таким образом, исходя из правил этой компании, даже в случае хищения и полной конструктивной гибели автомобиля страхователь не получил бы возмещения за дополнительное оборудование. Хорошо, что страхователь не поленился внимательно ознакомиться с правилами страхования и смог понять их смысл. После этого он обратился в страховую компанию, и в полис были внесены изменения, увеличивающие лимит ответственности страховщика до полного размера страховой суммы. Но внесены ли соответствующие изменения в правила страхования этой страховой компании и не уготовлена ли подобная участь другим, более доверчивым страхователям? А ведь страхователь далеко не всегда обладает необходимыми знаниями в области страхования и в процессе оформления страхового полиса ориентируется исключительно на информацию представителя страховщика. Он строит свои взаимоотношения с ним, исходя из предположения, что страховая компания — это не просто коммерческий институт, а предприятие, обязующееся защищать его интересы и, следовательно, претендующее на его доверие. В такой обстановке страхователь вправе рассчитывать на получение информации, не только в полной мере соответствующей правилам страхования, но и учитывающей, не во вред ему, его возможную правовую неграмотность. На фоне изложенного невольно возникают сомнения, насколько целесообразно само понятие лимита ответственности применительно к правилам страхования автомобиля и может ли этот лимит быть ниже страховой суммы в случае хищения или полной конструктивной гибели застрахованного автомобиля. Для решения этого вопроса давайте обратимся к ч. 1 ст. 947 ГК, согласно которой страховая сумма — это «сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования». Иными словами, именно страховая сумма, и никакая другая, определяет размер ответственности страховщика при ущербе, равном ее величине. Если же ущерб меньше страховой суммы, то в имущественном страховании величина возмещения определяется исключительно величиной ущерба. При этом размер страховой суммы определяется соглашением сторон. Иной порядок противоречит законодательству.
И. ЦИМБАЛИСТОВ, доцент ВИПК МВД РФ
Вся пресса за 18 сентября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Автострахование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
31 марта 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 31 марта 2025 г.
Объявлены лауреаты 2-й ежегодной Премии FINNEXT для команд и департаментов

|
|
ПРАЙМ, 31 марта 2025 г.
АКРА присвоило «Газпром страхованию» кредитный рейтинг ВВВ+ по международной шкале

|
|
Деловой Петербург, 31 марта 2025 г.
Прививка за отдельную плату

|
|
Regions.Ru, 31 марта 2025 г.
Скидка на полис и новые коэффициенты: какие изменения в ОСАГО вступают в силу с 1 апреля

|
|
Крымское информационное агентство, 31 марта 2025 г.
Очень хитрые крымчане инсценировали ДТП для получения страховки на миллионы рублей

|
|
Деловой Петербург (on-line), 31 марта 2025 г.
Финляндия получила компенсацию на миллионы евро после аварии на Balticconnector

|
|
МВД Медиа, 31 марта 2025 г.
В Саратове осудят двух организаторов и шестерых членов криминальной группы, инсценировавших ДТП

|
|
Дейта, Владивосток, 31 марта 2025 г.
Навязывать услуги россиянам намерены запретить законодательно

|
|
ТАСС, 31 марта 2025 г.
Коэффициент бонус-малус в ОСАГО будет автоматически пересчитан 1 апреля

|
|
ТАСС, 31 марта 2025 г.
Сбер предложил первый продукт ДСЖ на собственной лицензии страховой компании

|
|
Вятка-на-Сети, Киров, 31 марта 2025 г.
Когда компенсация по ОСАГО может быть выше лимита

|
|
РБК.Тюмень, 31 марта 2025 г.
В «тюменской матрешке» в 3,5 раза выросли сборы на страхование жизни

|
|
CNews.ru, 31 марта 2025 г.
«Бланк» и «Лучи» запустили цифровое ДМС для предпринимателей

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 31 марта 2025 г.
В Крыму будут судить участника страховых мошенничеств на 5,5 млн рублей

|
|
ГТРК Бурятия, 31 марта 2025 г.
Для жителей Бурятии стала доступна услуга – оформление полисов ОСАГО в МФЦ

|
|
ПРАЙМ, 31 марта 2025 г.
«Сбербанк Страхование жизни» запустило первый продукт ДСЖ

|
|
Известия онлайн, 31 марта 2025 г.
Перерасчет коэффициента по ОСАГО для всех водителей состоится 1 апреля

|
 Остальные материалы за 31 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|