Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме. Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
В настоящее время основную часть налогов, уплачиваемых страховыми организациями, составляют налоги, относимые на себестоимость страховых услуг (подоходный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, НДС, земельный налог, отчисления во внебюджетные фонды). Меньшую роль играют налоги, относимые на финансовый результат (сбор на нужды обязательных учреждений, налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на имущество, налог на рекламу), и налоги, уплачиваемые за счет прибыли (налог на прибыль, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образований на их основе слов и словосочетаний, налог на операции с ценными бумагами). Рассмотрение динамики изменения структуры страхового рынка начиная с 1992 г. по настоящее время позволяет выделить в этом процессе три периода налогообложения страховщиков. Первый период (с 1992 г. по III квартал 1993 г.). Отдельно облагались прибыль от инвестиций, а также доходы по нестраховой деятельности (как у промышленных, так и у других предприятий). Широко распространенными нестраховыми доходами являлись доходы от консультационных услуг, от сдачи имущества в аренду. Таким образом, практически существовало два параллельных налога — на доход и на прибыль. Характерно, что денежные средства размещались под высокие годовые проценты, которые подлежали льготному налогообложению (15% — для предприятий, в том числе и у страховых организаций, 18% — для банков). Это сыграло немалую роль в развитии некоторых видов страхования. Второй период (с IV квартала 1993 г. по IV квартал 1994 г.). Для этого периода характерно уменьшение амплитуды колебаний долей, приходящихся на различные отрасли страхования, и выявление устойчивых тенденций в их развитии. В целях приближения налогообложения страховщиков к налогообложению других коммерческих структур с 1 января 1994 г. для страховщиков введен единый налог на прибыль от страховой, инвестиционной и нестраховой деятельности. Однако при этом ряд особенностей формирования прибыли страховщиков не был учтен. Кроме того, для страховщиков в марте 1994 г. была принята повышенная ставка налога на прибыль по сравнению с промышленными и другими предприятиями. Были решены проблемы налогообложения обязательного страхования: определена база для исчисления налога на прибыль страховщиков, проводящих страхование пассажиров междугородных перевозок, определен порядок формирования и использования резерва предупредительных мероприятий. Третий период (с начала 1995 г.). Нарастают тенденции повышения поступлений по добровольному страхованию при незначительном уменьшении в нем доли личного страхования. Ряд операций по страхованию (например, агентские услуги по страхованию) стал облагаться НДС, расширена налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог, доходы по государственным ценным бумагам стали облагаться налогом на операции с ценными бумагами (ставка 15%), а доходы по векселям — по общеустановленным ставкам налога на прибыль. В 2000 г. изменен порядок уплаты налогов, взимаемых с выручки, и налога на прибыль. Головная организация составляет консолидированный баланс и уплачивает налог по месту нахождения филиала пропорционально численности работающих (фонда оплаты труда) и стоимости основных средств, находящихся на территории филиала. Это решение позволило в определенной мере сочетать интересы разных звеньев бюджетной системы (федерального и региональных), хотя оно нуждается в совершенствовании, о чем говорится ниже. К налогам, уплачиваемым с фонда оплаты труда, относится прежде всего подоходный налог. Порядок расчета налоговой базы, сроки представления расчетов за своих сотрудников для страховых организаций те же, что и для других предприятий и организаций. Налог со страховых выплат застрахованным лицам (по конкретному страхованию) страховщики уплачивают в те же сроки. Удержанный налог подлежит перечислению в бюджет не позднее установленного дня выплаты заработной платы. Ставки постоянно пересматриваются и расположены по прогрессивной шкале. В части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая вступила в силу с 1 января 2001 г., по подоходному налогу в сфере страховой деятельности предусмотрен ряд изменений: • по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, выплаты, увеличенные на ставку рефинансирования, установленной Банком России, облагаются по ставке 35%; • по договорам имущественного страхования и страхования ответственности под налогообложение подпадает разница между страховой выплатой и рыночной ценой объекта, определенной на момент заключения договора страхования, а также суммой страховых взносов, уплаченных в течение действия договора страхования; • наряду с добровольным медицинским страхованием взносы по договорам страхования от несчастных случаев, заключенным за счет средств предприятия, не включаются в совокупный годовой доход при отсутствии выплат на руки застрахованным физическим лицам; • по договорам добровольного медицинского страхования под налогообложение подпадет оплата санаторного курортного лечения, что негативно скажется на проведении данного вида страхования. Таким образом, увеличивается налоговый гнет по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет. По имущественным договорам страхования облагается доход, полученный по договорам, заключенным с валютной оговоркой (за счет резкого скачка курса доллара США по отношению к рублю страховая выплата, например, за поврежденную дверь в автомобиле может быть равна страховой сумме при гибели автомобиля, определенной на момент заключения договора страхования). Приказом МНС России от 1.11.2000 г. № БГ-3-08/378 утверждена Инструкция по заполнению деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2001 год. В дальнейшем в 2001 г. за счет снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог (более чем в 2,5 раза), увеличения ставки налога на прибыль на 5 пунктов, а также отмены ряда местных налогов возрастет роль налогов, уплачиваемых за счет прибыли. В настоящее время страховые организации облагаются налогом на прибыль наравне с банками. В Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу применительно к кредитным организациям предусмотрено совершенствование системы налогообложения банковской деятельности, включая установление ставки налога на прибыль кредитных организаций на общем уровне для всех предприятий и организаций. Для страховых организаций этого пока не предусмотрено, что, по нашему мнению, необоснованно, так как есть основания для снижения ставки налога на прибыль страховщиков до общего для всех предприятий и организаций уровня. С введением части второй НК РФ для всех налогоплательщиков изменен порядок уплаты НДС. Налог уплачивается по консолидированному балансу по месту нахождения головной организации и филиалов пропорционально среднесписочной численности персонала и объему основных производственных средств. В связи с многочисленными запросами о порядке применения ст. 175 части второй НК РФ в письме МНС России от 12.02.01 г. № ВГ-6-03/130@ разъясняется следующее. В целях упорядочения и упрощения системы уплаты НДС организациями, имеющими обособленные подразделения, а также контроля за поступлениями этого налога в бюджет указанные организации — налогоплательщики НДС могут производить в 2001 г. централизованную уплату налога (в целом по организации, включая все обособленные подразделения) по месту нахождения организации. При принятии такого решения организации-налогоплательщики в приказе об учетной политике на 2001 г. для целей налогообложения должны дополнительно указать, в каком порядке будет уплачиваться НДС (централизованно или по месту нахождения каждого обособленного подразделения). При этом по строке 24 декларации по налогу на добавленную стоимость организация ставит прочерк и представляет в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений титульный лист декларации и с отметками «справочно» приложение расчета суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений, и приложение по перечню этих обособленных подразделений. В случае централизованной уплаты налога закрытие лицевых счетов и передача сальдо расчетов с бюджетом обособленных подразделений организаций, самостоятельно уплачивавших НДС до 1 января 2001 г., производятся в порядке, аналогичном изложенному в письме МНС России от 24.10.2000 г. № ФС-6-02/821@, впредь до утверждения соответствующего порядка. Приказом МНС России от 27.11.2000 г. № БГ-3-03/407 утверждена Инструкция по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость. Налоги, относимые на финансовый результат, не влияют на себестоимость страховых услуг, но сказываются на конечном финансовом результате страховщика — прибыль (убыток). К ним относится, например, налог на имущество предприятий. Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, влияют не на себестоимость страховых услуг, а на чистую прибыль, которая распределяется между акционерами в виде дивидендов. От фонда оплаты труда страховщиками, а также филиалами, имеющими самостоятельный баланс и расчетный счет, находящимися на соответствующей территории, как и другими предприятиями, уплачивался сбор на нужды образовательных учреждений (ставка 1%), а до 15 ноября 1997 г. — также транспортный налог (ставка 1%). До 2001 г. взносы в государственные внебюджетные фонды по установленным тарифам в процентах от фонда оплаты труда, начисленной по всем основаниям, производимые страховыми организациями, составляли: в Пенсионный фонд — ставка 28%, Фонд социального страхования — ставка 5,4%, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования — ставка 3,6%, Фонд занятости — ставка 2%. Во второй части Налогового кодекса социальные фонды объединены в единый социальный налог. В структуре налогов, уплачиваемых страховыми организациями в 1996-1999 гг., преобладали налоги и сборы, относимые на себестоимость страховых услуг. Приказом МНС России от 29.12.2000 г. № БГ-3-07/468 утверждены инструкции по заполнению форм налоговых деклараций по единому социальному налогу (взносу). Обобщенные данные по всем налогам и сборам, уплачиваемым страховыми организациями, приведены в следующей таблице.