Национальная страховая гильдия провела круглый стол по проблемам взаимодействия страховщиков автотранспорта с операторами охранно-поисковых систем
Национальная страховая гильдия провела круглый стол по проблемам взаимодействия страховщиков автотранспорта с операторами охранно-поисковых систем (ОПС).
В заседании приняли участие представители страховых компаний, имеющих большой портфель договоров страхования автотранспорта, в частности, специалисты компаний РОСНО, Стандарт-Резерв, Россия, УралСиб, НАСТА, Прогресс-гарант, ПАРИ, Русская страховая транспортная компания и др.
Более 10 лет назад в России начали появляться первые охранно-поисковые системы. С тех пор они заметно усовершенствовались, в настоящий момент насчитывается несколько десятков модификаций. Наиболее известны Ло Джек, Цезарь Сателлит, Автолокатор и некоторые другие. Польза от их внедрения несомненна. Они помогают предупредить хищение автомобилей, выполняют функции по охране, а если угон все-таки произошел - позволяют оперативно обнаружить маршрут передвижения и место нахождения транспортного средства.
Тем не менее, в последнее время страховщики высказывают обоснованные претензии в адрес операторов по поводу эффективности предлагаемых охранно-поисковых систем, своевременности реагирования персонала диспетчерских центров.
Среди основных проблем взаимодействия с операторами ОПС были названы отсутствие финансовой ответственности перед клиентом за ошибки персонала и сбои в работе системы, непрозрачность статистики по количеству угонов и предотвращенных попыток, отсутствие достоверных данных по эффективности каждой комплектации.
По словам главного специалиста отдела выплат РОСНО Алексея Кузнецова, участились жалобы страхователей – владельцев дорогих машин, пострадавших от угонщиков. Они считают, что были введены в заблуждение информацией о скидках на страхование автомобилей, оборудованных ОПС, полагая, что тем самым страховщики подталкивают автовладельцев пользоваться услугами операторов ОПС, выступают своеобразным гарантом, вселяя уверенность в действенность систем по охране и розыску транспортных средств. В результате человек тратит немалые деньги на страхование и на установку системы, а автомобиль угоняют вместе с ней.
Однако потери сопровождают не только владельцев транспортных средств. Страховые компании «расплачиваются» возмещением крупных убытков, деловой репутацией. В то время как операторы не несут никакой ответственности в случае халатных действий персонала.
Скидки по рискам хищения и угона страхователям, устанавливающим дорогостоящие ОПС, по разным данным, составляют от 30% до 50%, иногда и более. Страховщики уменьшают страховой тариф, основываясь на представлении об эффективности предпринятых превентивных мер. В случае с ОПС, по словам начальника отдела стратегического анализа и маркетинга страховой компании ПАРИ Геннадия Торлина, чаще всего приходится полагаться на эффективность, декларируемую оператором. Отмечалось, что она не всегда подтверждается документально, либо дается в обобщенном виде, без учета отдельных комплектаций. Особенно часто страховщик вынужден доверять операторам инновационных систем, по которым отсутствует какая – либо статистика. По мнению участников круглого стола, существует большая потребность в данных по результативности той или иной модификации. И здесь страховые компании могли бы сами себе помочь.
Президент Национальной страховой гильдии Ирина Алехина обратила внимание собравшихся на проблему отсутствия консолидированной информации по страховому рынку о количестве угонов автомобилей, оборудованных данными системами, и доле найденных из них.
Чтобы получить истинную картину, требуется усилие всего страхового сообщества. В ряде страховых компаний фиксируется, какое именно оборудование, и какого оператора установлено у страхователя, анализируется его эффективность.
Однако не все ведут такую подробную статистику, поскольку задача страховой компании заключается не в этом, констатирует заместитель генерального директора страхового общества Стандарт–резерв Ирина Мельникова. В лучшем случае можно получить представление на уровне наиболее распространенных систем.
По мнению начальника отдела андеррайтинга страховой компании Россия Сергея Кормушкина, для понимания эффективности ОПС заинтересованные страховщики могут обмениваться результатами своих исследований уже сегодня. Вместе с тем надо учитывать неполноту сведений, поскольку данные отдельных компаний не могут отражать реальную ситуацию по всему страховому рынку.
Подчеркивалась необходимость в обмене информацией с операторами ОПС, корректировке имеющихся данных. А для конструктивного диалога страхового сообщества с операторами охранно-поисковых систем - собрать и изучить информацию по опыту двустороннего взаимодействия.
Было предложено распространить анкету, проанализировав как в целом взаимоотношения с операторами ОПС, так и имеющуюся статистику. Учитывая важность прозвучавших проблем, участники встречи предложили не ограничиваться рамками круглого стола и пригласить всех автостраховщиков заполнить анкету (текст документа прилагается).
Участники круглого стола высказали намерение приглашать на следующие круглые столы представителей операторов ОПС, сотрудников ГУВД, специалистов независимых исследовательских центров и лабораторий, проводящих тестирование охранно-поискового оборудования.