Автострахование в Москве и Санкт-Петербурге: сравнительный анализ по итогам 2014 года
Знаменский Андрей Борисович
Исполнительный директор Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада
|
Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада представляет результаты сравнительного анализа ситуации на рынках автострахования в Москве и Санкт-Петербурге. В статье анализируется региональная структура премий, охват рынка различными видами автострахования, динамика выплат и другие показатели. Автор дает прогноз, как сложившиеся тенденции повлияют на состояние рынка автострахования в Санкт-Петербурге в 2015 году.
Автомобильное страхование имеет огромное влияние на весь страховой рынок России. Его развитие и текущие проблемы во многом определяют перспективы страховой отрасли и даже судьбу целого ряда страховых компаний.
Прошедший год стал, во многом, переломным в моторном страховании для целого ряда тенденций, которые все последние годы были практически непреложными. Изменение этих тенденций продолжится и в 2015 году. Изучив тенденции 2014 года, мы сможем более точно спрогнозировать результаты, которые ждут страховщиков в текущем году.
Для исследования выбраны два крупнейших по автострахованию региона России: Москва и Санкт-Петербург. При определенной схожести этих регионов в них существуют и принципиальные отличия, знание которых поможет страховщикам более грамотно планировать свое продвижение в двух столицах.
Рассмотрим четыре вида страхования, непосредственно связанные с автомобильным транспортом:
- Страхование средств наземного транспорта (кроме ж/д транспорта) – каско.
- Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – ОСАГО.
- Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – ДСАГО.
- Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществляемое в рамках международной системы страхования «Зеленая карта».
Влияние автострахования на страховой рынок Москвы и Санкт-Петербурга
Сравнение структур видов страхования в Москве и Санкт-Петербурге показывает значительно большую зависимость рынка Северной столицы от автострахования. Автомобильные виды страхования занимают у страховых компаний, работающих в Санкт-Петербурге, более половины всех сборов – 57,4%, в том числе каско - 41,1%, ОСАГО - 13,8%, ДСАГО - 0,8%, «Зеленая карта» - 1,6%. В Москве страховой рынок более сбалансирован: каско - 20,1%, ОСАГО - 5,8%, ДСАГО - 0,5%, «Зеленая карта» - 0,1%. Впрочем, рынок Москвы в этом отношении – это скорее исключение среди регионов России, в которых основными видами страхования являются как раз моторные виды.
Доли регионов на рынке Российской Федерации
Москва и Санкт-Петербург – два крупнейших автомобильных рынка России:
- в Москве зарегистрировано 4,6 млн. транспортных средств (8,3% от общего количества транспортных средств в России);
- в Санкт-Петербурге зарегистрировано 2 млн. транспортных средств (3,6% от всех транспортных средств в России).
При этом доли Москвы и Санкт-Петербурга на рынке автострахования России по итогам 2014 года значительно превышает их долю зарегистрированных транспортных средств:
Таблица 1. Страховые премии по автострахованию
Виды автострахования
|
Москва
|
Санкт-Петербург
|
Страховые премии (тыс. руб.)
|
Доля на рынке РФ (%)
|
Страховые премии (тыс. руб.)
|
Доля на рынке РФ (%)
|
Каско
|
96 980 239
|
44,4
|
27 724 502
|
12,7
|
ОСАГО
|
28 192 776
|
18,7
|
9 297 971
|
6,2
|
ДСАГО
|
2 318 969
|
57,4
|
567 400
|
14,0
|
"Зеленая карта"
|
352 148
|
11,6
|
1 078 419
|
35,6
|
|
Количество зарегистрированных транспортных средств
|
4 601 237
|
8,3
|
2 031 138
|
3,6
|
Источник: Данные ЦБ и МВД за 2014 год
Доля собранной премии в столицах по всем видам автострахования превышает их долю по зарегистрированным транспортных средств, что определяется четырьмя основными факторами:
- более высокой долей автовладельцев, заключающих добровольные договоры автострахования по сравнению с остальными регионами России;
- более высокой средней страховой премией по автострахованию, чем в остальных регионах;
- «миграцией договоров страхования» - заключение в Москве и Санкт-Петербурге договоров автострахования на транспортные средства, которые впоследствии эксплуатируются (регистрируются) в других регионах России. В первую очередь миграция договоров происходит в пределах Московской и Ленинградской областей;
- частичным искажением статистики из-за учета в московских и петербургских подразделениях страховых компаний сборов по договорам, которые заключены в других регионах через некоторых крупных посредников (брокеров). Этот фактор оказывает особенно сильное влияние на сборы по ОСАГО.
Охват рынка (доля застрахованных автомобилей)
Сравним количество заключенных за 2014 год договоров автострахования с количеством зарегистрированных в регионах транспортных средств. Сейчас в страховании для обозначения охвата рынка стали всё чаще использовать английский термин – пенетрация (market penetration). Полагаю, что более понятно использовать термин «охват рынка», понимая под ним долю реально застрахованных объектов от общего количества объектов, которые могли бы быть застрахованы.
Таблица 2. Число заключенных договоров автострахования
Виды автострахования |
Москва
|
Санкт-Петербург
|
Страховые договоры (шт)
|
Доля от кол-ва транспортных средств (%)
|
Страховые договоры (шт)
|
Доля от кол-ва транспортных средств (%)
|
Каско
|
1 681 590
|
36,5
|
507 983
|
25,0
|
ОСАГО
|
5 559 681
|
120,8
|
2 035 389
|
100,2
|
ДСАГО
|
1 153 481
|
25,1
|
314 257
|
15,5
|
"Зеленая карта"
|
93 496
|
2,0
|
452 330
|
22,3
|
|
Количество зарегистрированных транспортных средств
|
4 601 237
|
|
2 031 138
|
|
Источник: Данные ЦБ и МВД за 2014 год
Доля застрахованных по каско автомобилей в Москве (35,6%) и Санкт-Петербурге (25%) значительно превышает среднюю по России (9,4%). В среднем по России по каско страхуется менее одного автомобиля из десяти зарегистрированных, в Санкт-Петербурге по каско застраховано четверть автомобилей, а в Москве – более трети. В первую очередь, это определяется структурой автопарков столицы и уровнем доходов жителей – более дорогие машины требуют больше расходов на их содержание и сохранение.
Картина по ОСАГО еще более показательна: в Санкт-Петербурге количество заключенных договоров ОСАГО практически равно количеству зарегистрированных транспортных средств, а в Москве полисов ОСАГО за 2014 год продано на 20% больше, чем всего машин стоит на учете в столице. Это как раз является результатом миграции договоров ОСАГО и частичного искажения статистических данных.
В 2014 году в связи с проблемами с покупкой полисов ОСАГО в отдельных регионах ряд граждан поехали за полисами ОСАГО в Москву. Однако данные случаи стоит считать единичными, так как количество заключенных договоров ОСАГО в Москве в 2014 году по сравнению с 2013 годом даже незначительно снизилось (на 70,5 тыс.), несмотря на рост количества зарегистрированных транспортных средств.
Стоит отметить, что в целом по России количество заключенных договоров ОСАГО почти на четверть меньше, чем количество зарегистрированных транспортных средств, но это тема для отдельного исследования.
Добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО) в Москве и Санкт-Петербурге развито значительно сильнее, чем в каких-либо других регионах России. Совокупная доля столиц в сборах России по данному виду страхования составляет 71,4%. Очевидно, что столичные жители покупают полисы ДСАГО значительно чаще, чем жители других городов. Если в среднем в стране за 2014 год количество договоров ДСАГО составляет лишь 4,1% от количестватранспортных средств, то в Санкт-Петербурге по ДСАГО застраховано уже 15,5 % транспортных средств, а в Москве – 25,1%.
Вместе с тем, повышение страховой суммы по ОСАГО с 1 октября 2014 года до 400000 руб. значительно снизило количество желающих страховать дополнительно ДСАГО. При этом снижение количества договоров ДСАГО происходило в Санкт-Петербурге с первого квартала 2014 года, в Москве – со второго квартала, а к четвертому кварталу количество договоров достигло минимальных значений за все последние годы.
Таблица 3. Продажи ДСАГО
Период |
Москва |
Санкт-Петербург |
Количество договоров ДСАГО (шт) |
Изменение по сравнению с 2013 годом (шт) |
Доля от кол-ва договоров ОСАГО (%) |
Количество договоров ДСАГО (шт) |
Изменение по сравнению с 2013 годом (шт) |
Доля от кол-ва договоров ОСАГО (%) |
1 квартал 2014 |
316 195 |
13 235 |
26,3 |
78 633 |
-2 835 |
18,5 |
2 квартал 2014 |
342 688 |
-33 846 |
22,5 |
89 268 |
-16 634 |
16,1 |
3 квартал 2014 |
271 110 |
-114 944 |
19,6 |
83 039 |
-14 205 |
16,0 |
4 квартал 2014 |
223 488 |
-187 553 |
15,4 |
63 317 |
-38 766 |
11,8 |
Всего 2014 год |
1 153 481 |
-323 108 |
20,7 |
314 257 |
-72 440 |
15,4 |
Источник: Данные ЦБ за 2014 год
Интересно обратить внимание на соотношение заключенных договоров ДСАГО к количеству проданных полисов ОСАГО.
В 2013 году в Москве более четверти покупателей ОСАГО приобретали дополнительно полис ДСАГО – этот уровень сохранился и в первом квартале. Но в четвертом квартале доля таких страхователей снизилась до 15,4%. В Санкт-Петербурге данный уровень снизился с 19,7% в 2013 году до 11,8% в четвертом квартале 2014 года.
Учитывая, что основные негативные факторы, влияющие на ДСАГО, к четвертому кварталу уже реализовались, можно предположить, что пенетрация ДСАГО среди страхователей ОСАГО в 2015 году сохранится на уровне 13-15% в Москве и 10-12% в Санкт-Петербурге. Впрочем, здесь многое будет зависеть от политики самих страховщиков в отношении данного вида страхования. Основным методом продаж ДСАГО являются кросс-продажи к полисам ОСАГО и каско. При этом, доля кросс-продаж ДСАГО к полисам ОСАГО за последний год снизилась, а к договорам каско наоборот выросла. Это результат не столько изменений предпочтений страхователей, сколько результат изменение политики страховщиков в отношении ДСАГО.
Охват рынка по «Зеленой карте» приведенной статистикой не определяется, так как основная масса полисов «Зеленая карта» продается на короткий срок (15 дней). В Москве доля автомобилистов, которые несколько раз в год ездят за границу, ничтожно мала, соответственно и 2% автомобилистов, купивших полис «Зеленая карта», выглядит вполне обосновано. В Санкт-Петербурге картина иная: по данным самих страховых компаний петербуржцы, которые ездят на своей машине за границу (в первую очередь, в Финляндию или Эстонию), делают это в среднем 1,7 раза в год. Дополнительно надо учесть, что около трети договоров «Зеленая карта» заключаются не в Санкт-Петербурге, а в Ленинградской области – непосредственно по пути к пограничным переходам. Если учесть также результаты Ленинградской области, то количество автомобилистов Санкт-Петербурга, которые ездят за границу хотя бы один раз в течение года и приобретают полис «Зеленая карта», составляет около 17%.
Поквартальная динамика заключения договоров «Зеленая карта» во многом повторяет ситуацию с ДСАГО. В четвертом квартале количество заключенных договоров достигло минимальных значений за последние годы. В Санкт-Петербурге количество проданных договоров «Зеленая карта» по сравнению с четвертым кварталом 2013 года снизилось на 56,2%.
Если тенденция четвертого квартала сохранится, то текущий год станет весьма непростым для продавцов «Зеленой карты» несмотря на значительный рост тарифов.
Страховые премии
Несмотря на оценку 2014 года как кризисного, премии по большинству из моторных видов страхования в столицах выросли. Отрицательную динамику по премиям по итогам года показало только страхование «Зеленая карта». При этом премии росли даже при сокращении количества заключенных договоров.
Таблица 4. Динамика страховой премии и числа договоров
Виды автострахования |
Москва |
Санкт-Петербург |
Изменение собранной премии к 2013 году (%) |
Изменение количества договоров к 2013 году (%) |
Изменение собранной премии к 2013 году (%) |
Изменение количества договоров к 2013 году (%) |
Каско |
+6,4 |
-1,5 |
+5,9 |
-1,7 |
ОСАГО |
+7,8 |
-1,3 |
+12,0 |
+3,6 |
ДСАГО |
+6,8 |
-21,9 |
+11,8 |
-18,7 |
"Зеленая карта" |
-9,9 |
-35,0 |
-8,1 |
-22,5 |
Источник: Данные ЦБ за 2014 год
Очевидно, что такой результат стал следствием значительного изменения тарифной политики по добровольным моторным видам у основных страховых компаний. Демпинг прошлых лет сменился гораздо более осторожными подходами к тарификации.
За год средняя страховая премия выросла:
- по каско: в Москве – на 8,1% (до 57672 руб.), в Санкт-Петербурге – на 7,7% (до 54578 руб.);
- по ДСАГО: в Москве – на 36,8% (до 2010 руб.), в Санкт-Петербурге – на 37,6% (до 1806 руб.).
Кроме повышения тарифов на рост средней страховой премии влияет и постепенное повышение страховых сумм: растут цены на машины, растут страховые суммы, растут страховые премии.
Стоит ожидать, что тенденция по росту средней страховой премии в 2015 году не только сохранится, но и усилится из-за роста цен на ремонт и импортные запчасти.
А вот сохранить положительную динамику по страховым премиям в добровольных моторных видах точно не удастся. Первый квартал 2015 года станет провальным для рынка, а по итогам 2015 года можно ожидать снижение по каско и ДСАГО на 15-18%.
Страховые выплаты
Несмотря на прирост по премиям и рост средней премии, итоги года в целом для рынков Москвы и Санкт-Петербурга будут не столь радужны, так как страховые выплаты росли опережающими темпами.
Таблица 5. Страховые выплаты по автострахованию
Виды автострахования |
Москва
|
Санкт-Петербург
|
Страховые выплаты в 2014 году (тыс. руб.)
|
Изменение выплат к 2013 году (%)
|
Страховые выплаты в 2014 году (тыс. руб.)
|
Изменение выплат к 2013 году (%)
|
Каско
|
71 138 546
|
+8,6
|
22 820 575
|
+15,7
|
ОСАГО
|
15 719 149
|
+17,8
|
5 567 606
|
+15,5
|
ДСАГО
|
2 072 281
|
+122,1
|
368 179
|
+37,7
|
"Зеленая карта"
|
94 284
|
+64,0
|
78 274
|
-32,2 |
Источник: Данные ЦБ за 2014 год
По всем моторным видам в столицах (кроме «Зеленой карты» в Санкт-Петербурге) рост выплат опережал рост премий, ухудшая финансовый результат деятельности страховщиков. Снижение выплат по «Зеленой карте» в Санкт-Петербурге можно считать временным явлением, особенности данного вида страхования таковы, что оценивать убыточность по уровню выплат за год абсолютно некорректно – редкие, но чрезвычайно большие убытки (до нескольких миллионов евро), выплаты по которым порой растягиваются на несколько лет, искажают картину реальной убыточности. По остальным видам картина очевидно стала хуже за 2014 год.
Уровень выплат
Любой грамотный сотрудник страховой компании знает, что уровень выплат и убыточность по виду страхования принципиально разные понятия. Однако динамика уровня выплат на относительно стабильном (даже немного растущем) развитом моторном рынке позволяет нам оценить тенденцию в изменении убыточности.
Таблица 6. Уровень выплат
Виды автострахования |
Москва
|
Санкт-Петербург
|
Уровень выплат в 2014 году (%)
|
Изменение к 2013 году (проц.пункт.)
|
Уровень выплат в 2014 году (%)
|
Изменение к 2013 году (проц.пункт.)
|
Каско
|
73,4
|
1,5
|
82,3
|
7,0
|
ОСАГО
|
55,8
|
4,7
|
59,9
|
1,8
|
ДСАГО
|
89,4
|
46,4
|
64,9
|
12,2
|
"Зеленая карта"
|
26,8
|
12,1
|
7,3
|
-2,6 |
Источник: Данные ЦБ за 2014 год
Пожалуй, наиболее критической точкой в таблице является уровень выплат в Санкт-Петербурге по каско - он на 9 процентных пунктов выше, чем в Москве, и вырос за 2014 год на 7 процентных пунктов. А ведь у ряда страховых компаний комиссионное вознаграждение по каско по-прежнему составляет 25% и более (по крайней мере, в автосалонах).
Это лишний раз иллюстрирует, что ситуация с убыточностью по каско в Санкт-Петербурге значительно хуже московской, немалую роль здесь играет страховое мошенничество и катастрофическая ситуация с автомобильными угонами в Северной столице.
Для решения этой проблемы страховщикам Петербурга необходимо срочно принимать скоординированные меры. Если снизить убыточность не удастся, то 2015 год многие страховые компании в Санкт-Петербурге закончат с отрицательным финансовым результатом. Может не оправдаться надежда части участников рынка на то, что в этом году с помощью демпинговых тарифов и высокого комиссионного вознаграждения удастся решить вопрос с кассовым разрывом.
Лидеры рынков
В Москве в 2014 году каско осуществляли 143 страховые компании, а в Санкт-Петербурге – 83 компании. Но концентрацияв рынке моторного страхования в столицах очень похожа: в Москве 20 крупнейших страховщиков собрали 90,8% всей премии, а в Петербурге ТОР-20 собрали 90,5%. Похожая ситуация сложилась и по ОСАГО.
Однако доли лидеров на столичных рынках значительно отличаются. Рассмотрим доли на рынке десяти крупнейших страховщиков Москвы по каско.
Таблица 7. Страховые компании-лидеры рынка автокаско
Виды автострахования |
Москва
|
Санкт-Петербург
|
Доля на рынке каско Москвы (%)
|
Доля на рынке ОСАГО Москвы (%)
|
Доля на рынке каско СПб (%)
|
Доля на рынке ОСАГО СПб (%)
|
ИНГОССТРАХ
|
21,6
|
18,6
|
7,1
|
2,9
|
РЕСО-ГАРАНТИЯ
|
11,9
|
17,6
|
22,8
|
19,9
|
СОГЛАСИЕ
|
11,4
|
7,3
|
2,1
|
1,4
|
РОСГОССТРАХ
|
9,1
|
21,2
|
10,6
|
36,4
|
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ
|
6,9
|
5,5
|
4,4
|
2,0
|
ВСК
|
4,8
|
4,0
|
3,2
|
3,5
|
АЛЬЯНС
|
4,7
|
4,4
|
1,4
|
1,1
|
СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК
|
3,7
|
1,0
|
2,7
|
0,7
|
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ
|
3,6
|
2,5
|
11,3
|
16,4
|
СОГАЗ
|
2,9
|
1,2
|
2,0
|
2,0
|
Источник: Данные ЦБ за 2014 год
«Ингосстрах», «Согласие», «Альянс» занимают значительно меньшую долю на рынке Санкт-Петербурга, чем в Москве. Слабее, чем в Москве работают в Северной столице также «АльфаСтрахование», ВСК, МСК.
Значительно большую долю в Санкт-Петербурге, чем в Москве традиционно имеют «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Ренессанс Страхование».
Следует отметить, что в Санкт-Петербурге в ТОР-10 по каско попадают две компании, зарегистрированные в городе на Неве: «Либерти Страхование» (доля 4%) и «ЭРГО Русь» (доля 3,6%).
При этом ситуация среди лидеров рынка моторного страхования в 2014 году в Санкт-Петербурге претерпела гораздо более значительные изменения, чем в Москве: только две компании остались на своих местах в ренкинге каско, а общее изменение позиций среди крупнейших 10 компаний составило 23 позиции. Для сравнения, в Москве это изменение составило всего 8 позиций.
Продавцы и клиенты
2015 год и в Москве, и в Санкт-Петербурге станет очередным «годом перемен» на рынке автострахования – рост тарифов заставит даже лояльных страхователей подыскивать для себя более дешевые варианты. Соответственно, увеличится ротация страхователей между страховщиками. Здесь очень многое будет зависеть от маркетинга страховых компаний, от тех специальных более дешевых страховых продуктов, которые продавцы смогут предложить своим покупателям.
Будет меняться и отношение автовладельцев к страхованию. Высокие цены заставят многих попытаться лучше разобраться в нюансах страхования, снизится страх перед словом «франшиза», у страхователей в большей степени появится желание «поговорить» с продавцом, обсудить условия своего договора и опции для снижения его стоимости. В большей степени эти тенденции проявятся в Северной столице, где индивидуальная работа с клиентами при заключении договоров традиционно более сильна, чем в Москве.
Выводы
Формат исследования не позволяет полностью раскрыть все особенности рынков по страхованию автомобильных рисков в двух столицах, мы отметили лишь некоторые из них.
Можно выделить всего два принципиальных отличия между рынками Москвы и Санкт-Петербурга:
- гораздо худшая ситуация с уровнем выплат (и убыточностью) на рынке каско Санкт-Петербурга, которая ставит вообще под сомнение целесообразность работы на таком рынке;
- развитый в Санкт-Петербурге рынок «Зеленой карты», который, к сожалению, в 2015 году ждут самые серьезные потери среди всех видов автострахования.
Тенденции на рынках двух столиц в большинстве своем одинаковы, но более низкие сборы и более высокая убыточность по каско и ОСАГО ставят Петербург в проигрышную позицию.
В результате, ситуация в Санкт-Петербурге с моторными видами выгладит гораздо менее привлекательной, чем в Москве. Наверное, не будет излишне пессимистичным предположить, что не менее половины питерских страховщиков (головных компаний и филиалов) закончат этот год с убытками по автострахованию.
В заключение, хочется отметить предполагаемые тенденции на рынке Санкт-Петербурга в 2015 году. Они во многом повторяют ситуации на моторном рынке России в целом, но имеют ряд особенностей, присущих региону.
- Автомобильный рынок:
- снижение продаж новых автомобилей по итогам 2015 года на 25-30%.;
- значительные колебания цен на транспортные средства в течение года;
- финансовые проблемы у некоторых автосалонов, которые отразятся и на выполнении обязательств по агентским договорам.
- КАСКО:
- провальный первый квартал по сборам каско;
- постепенное восстановление рынка моторного страхования к середине года;
- снижение сборов на 20-25% по итогам года;
- рост тарифов;
- распространение договоров каско с франшизой и «усеченных» договоров каско с целью снизить среднюю стоимость договора и сохранить страхователей;
- рост уровня выплат.
- ОСАГО:
- повышение тарифов по ОСАГО в апреле 2015 года и рост сборов по ОСАГО по итогам года (размер зависит от повышения тарифа и изменения территориального коэффициентов). Возможно, что ситуация с ОСАГО будет самой лучшей среди всех видов автострахования.
- ДСАГО:
- снижение сборов на 40%,
- отказ многих страховщиков от кросс-продаж ДСАГО с полисами ОСАГО.
- «Зеленая карта»:
- снижение количества выезжающих за рубеж на своих машинах на 40-50%,
- снижение сборов на 30-40%,
- проблемы со страховыми посредниками, ориентированными на продажи на трассах.
- Рост страхового мошенничества по каско, ОСАГО и ДСАГО.
Конечно, это скорее пессимистичный прогноз. Он не учитывает возможность значительного улучшения финансовой ситуации в стране и на страховом рынке во втором полугодии 2015. Однако, как говорится: «Надейся на лучшее, готовься к худшему!»
Не стоит рассматривать этот прогноз, как катастрофу рынка – уверен, что подавляющему большинству страховщиков по силам пережить этот непростой год. Более того, некоторые компании найдут способы укрепить свои позиции на рынке и получить положительный финансовый результат.