Переход на единый план счетов: мнение страхового рынка
Поярков Арсений Антонович
Управляющий партнёр ООО «БизнесДром», генеральный директор ООО СБ «Топ Тайм»
|
В феврале-марте 2016 года аналитическая и консалтинговая компания «БизнесДром» провела исследование, посвященное ситуации с переходом субъектов страхового рынка на единый план счетов (ЕПС). Были опрошены страховые и брокерские компании на предмет выявления общих трендов, проблем и болевых точек. С некоторыми результатами этого исследования читателей портала знакомит один из руководителей ООО «БизнесДром» Арсений Поярков.
С 1 января 2017 года для участников страхового рынка вступил в силу новый стандарт финансовой отчётности, и уже в апреле 2017 года страховые организации должны будут сдавать первые полноценные отчеты в новом формате.
В свете грядущих изменений нами было проведено исследование с целью оценить готовность участников рынка к сдаче отчетности по новому плану счетов, разобраться в уровне технической готовности компаний, в наличии необходимого софта и достаточности специалистов, которые могут работать с новым форматом отчетности.
Переход на новый план счетов обходится организации в сумму в диапазоне от 800 тысяч рублей до нескольких десятков миллионов рублей (в зависимости от выбранного пути и масштабов компании). Расходы укрупненно состоят из затрат непосредственно на программное обеспечение, на его настройку под нужны конкретной компании, на формирование учетной политики, на перенос данных прошлых периодов в новый формат, н на фонд оплаты труда занятого этим процессом персонала. Помимо расходов непосредственно на переход, значительно увеличиваются расходы на бухгалтерское сопровождение. Количество бухгалтеров, владеющих в достаточной степени новым форматом, весьма ограниченное, и их зарплатные ожидания значительно выше, чем на аналогичной работе с обычными стандартами бухгалтерского учета.
В Банке России отмечают, что для страховщиков введены специальные счета для учета страховых обязательств и расчетов по операциям страхования, сострахования и перестрахования, предусмотрены отдельные виды доходов и расходов от страховой деятельности. Установлены новый порядок бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением страховой деятельности, а также формы бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО) и примечаний к ней. Учет приближен к стандартам МСФО для увеличения прозрачности деятельности финансовых организаций. Подготавливается переход на новый формат сдачи отчетности в формате XBRL, что в отдаленной перспективе снизит трудозатраты в исполнении требований надзора.
Денис Беляев, генеральный директор компании «Технологии и Бизнес», руководитель рабочей группы по переходу на новый план счетов Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров, отмечает, что «для компаний, которые и раньше сдавали отчетность по МСФО, новый формат БФО не представляет ничего принципиально нового, потому что практически полностью соответствует требованиям МСФО». Новые формы БФО будут ненамного сложнее и объемнее, в них входят: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменении капитала, отчет о потоках денежных средств и примечания к ним. Больше изменений встречается в принципах ведения учета, а не в принципах формирования финансовой отчетности, так как сейчас требуется ведение учета «из документа в проводку», без использования применяемого ранее метода трансформации. Сама же финансовая отчетность формируется с незначительными изменениями.
Представители ЦБ сообщили, что страховые компании уже с начала марта сдают ежемесячный отчет о составе и структуре активов, сформированный исходя из требований нового порядка ведения бухгалтерского учета НФО – по единому плану счетов (ЕПС) и отраслевым стандартам бухгалтерского учета (ОСБУ). До 7-го марта надо было сдать данный отчет за январь 2017 (форма 7). В рамках перехода на единый план счетов страховщики ведут разработку или доработку автоматизированных систем, корректировку бизнес-процессов и обучение сотрудников. Ключевую роль при переходе на ЕПС играет автоматизация и изменение бизнес-процессов.
«Вопрос автоматизации и изменения бизнес-процессов – один из самых важных и наиболее сложных при переходе на ЕПС для всех страховых организаций, – отмечает генеральный директор СК «Проминстрах» Сергей Гладкин. – Сложности связаны, в первую очередь, с необходимостью масштабных доработок существующих систем. Также важно наличие кадров, которые обладают необходимым опытом для постановки задач, документирования ИТ-изменений и эффективного управления проектной работой».
Несмотря на попытки организовать систему семинаров, помогающих ответственным сотрудникам вникнуть в новые требования, по факту обучаться приходится уже на практике.
Заместитель генерального директора СБ «Топ Тайм» Тимофей Волков подтверждает, что основной сложностью при переходе на ЕПС стало обучение кадрового состава: «Обучение в Банке России носит достаточно общий характер и не дает ответов на прикладные вопросы. Тем не менее, понять контуры поставленной регулятором задачи оно помогает», – отмечает он.
По экспертным оценкам, переход на новый план счетов стал «последней каплей» примерно для 20% от общего числа участников рынка на конец 2016 года, которые не посчитали необходимые дополнительные инвестиции целесообразными.
Виктория Ясенко, генеральный директор СК «РИНКО» заключает, что «переход на ЕПС и ОСБУ – это трудоемкий и кропотливый процесс. Дополнительной сложностью стали жесткие сроки и ограниченный бюджет. Однако при наличии опытного партнера, который поможет реализовать ИТ-стратегию, реализация процесса перехода на новые стандарты становится реальной».
Особо надо отметить, что при выборе варианта самостоятельной разработки решения компания будет сталкиваться с необходимостью регулярного обновления софта вслед за меняющимися требованиями.
«При выборе решения по переходу на ЕПС страховщик должен взвесить все плюсы и минусы возможных вариантов, – отмечает генеральный директор компании «Технологии и Бизнес» Денис Беляев. – Есть несколько решений, например, индивидуальный проект, когда компания аудитор и компания интегратор выполняют все необходимые работы по методологической и технологической частям проекта. Также можно приобрести уже готовое решение (типовая методология и типовой программный продукт, который создан именно под игроков страхового рынка). Есть вариант с бухгалтерским обслуживанием, это аналог бухгалтерского аутсорсинга, но адаптированный для рынка НФО».
Как известно, бизнес в той или иной форме приспосабливается к любым внешним факторам. Большинство страховых компаний и брокеров уже внедрили решения, которые, с их точки зрения, позволят выполнить все требования регулятора. Насколько эти решения будут жизнеспособны на практике, покажет время.