Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Иностранцы в России, Кадры, Управление, Кризис и страхование
Григорьев Александр Валерьевич Уход иностранных страховщиков: причины и следствия
Григорьев Александр Валерьевич
Генеральный директор ОСАО «Ингосстрах», председатель правления до 07.04.2014 г.
страхование сегодняВ конце октября 2009 года было объявлено о прекращении страховых операций компании Fortis в России. Свой анализ ситуации, сложившейся в связи с закрытием ряда проектов иностранных страховщиков в России, представляет генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев.

В последнее время активно обсуждается тема ухода иностранных страховщиков из России, а также стран СНГ. Ставятся вопросы о негативном влиянии этой тенденции на российские страховой и финансовый рынки. Основные причины, указываемые иностранными компаниями, сводятся к непрозрачности бизнеса, сложности законодательных процедур, неясности перспектив стратегического развития. В целом, особенно если учесть нынешнее кризисное состояние экономик стран СНГ, можно с этими тезисами согласиться. Однако… я вижу заметный положительный эффект от этого ухода, причем не только и не столько в улучшении конкурентной среды.

Выскажу свой собственный взгляд на эту проблему с другой стороны. Мне кажется, что главная причина ухода иностранных компаний в другом – как это ни удивительно и странно будет звучать, в непрофессионализме менеджеров этих компаний, отвечающих за развитие страховых направлений после их выхода на данные рынки. И это не зависит от того, приобреталась ли какая-то компания в России, или бизнес создавался с нуля. Назовем успешные примеры выхода крупных западных игроков на наши рынки – их всего два: Росно и Ресо-гарантия. А почему успешные – потому что сохранены команды российских менеджеров и, самое главное, не изменены принципы ведения бизнеса, которые были успешны до смены собственников. А кто уходит - ING, Фортис. А каковы успехи других – например, Цюриха, Эйса – да никакие. И я глубоко убежден, что при методах ведения бизнеса, которые характерны для этих компаний, многие из них действительно «правомерно», с точки зрения их западных штаб-квартир, должны будут покинуть СНГ.

 

О каких проблемах идет речь? О фактическом неумении построить бизнес.

  1. Кого и как нанимают эти компании на руководящие должности – людей по резюме, которые умеют себя продавать. Действительно абсолютно западный метод HR. Вопрос только в том – умеют ли эти люди что-то строить и реально продавать. В большинстве случаев – нет. Говорю не понаслышке, а на конкретных примерах молодых ребят из «Ингосстраха» – благо, что если в резюме стоит «Ингосстрах», с должности ведущих экономистов и начальников отделов приглашались и продолжают приглашаться на должности вплоть до генерального директора ведущих западных страховых компаний в России. Они, конечно, замечательные ребята, и в «Ингосстрахе» по 2-3-5 лет поработали, и английский у них хороший, и МСФО они многие знают. Вот только могут ли они вести самостоятельный бизнес, быть руководителями, создать команду, реально конкурировать с ведущими игроками рынка? Ответ отрицательный – нет, не могут. А от руководителя в финансовой компании зависит очень многое. А вот размер их вознаграждения и тех, кого они потом набирают, исходя уже из своего, очень ограниченного опыта в компании, в несколько раз может превышать не только их реальную стоимость, но и доходы руководителей крупных российских компаний. А ведь статья «оплата труда» в крупной страховой компании составляет до 50% от административно-хозяйственных расходов. Когда же вы платите в начинающей компании заметно большие деньги, то, естественно, перспектива окупаемости отодвигается на неопределенное время. И именно вышеупомянутые компании, уходящие сейчас с рынка, были «чемпионами» по переманиванию таких горе-менеджеров.
  2. Реклама
    Для продвижения классической западной компании нужно много рекламы – это постулат. Вот только на развивающихся рынках он работает несколько по-другому, а соотношение телевизионной рекламы с уровнем бизнеса западной компании, пришедшей на наш рынок, выглядит кардинально по-другому, чем в Европе. Весь российский рынок был поражен полтора года назад объемом рекламы, в том числе и телевизионной, группы ING-Лайф. Зачем и почему были истрачены значительные деньги – это отдельный вопрос, но вот отдача в страховании жизни в кризисный период, рост продаж, построение агентской сети и вообще сети продаж – вопросы конкретные, и ответы на них получены очень быстро. Ничего стоящего команда не сумела сделать.
  3. Агентские выплаты.
    Именно для этих компаний характерно завышение агентских выплат в весьма значительном размере. Позиция многих иностранных компаний была в том, что они капитализированы и имели возможность переплачивать агентам, чтобы те перешли к ним. Также типичны совершенно неоправданные расходы по созданию агентских сетей. Вот только реального результата нет. 
  4. Прочие виды расходов – аренда, IT обеспечение, консультанты, операционные расходы. У меня сложилось стойкое впечатление, что менеджеры указанных компаний (уходящих с рынка), просто «ставили задачу» истратить как можно больше без всякого анализа адекватности произведенных расходов. Любые расходы в профессиональной команде подвергаются тщательному анализу, изучению показателей отдачи и т.д. Так делает любой рачительный хозяин. Для «иностранцев» же в большинстве случаев характерно непродуманное освоение бюджетов.

Что мы видим в результате? Расходы перекрывают все плановые показатели, а объективные реалии рынка и субъективные ошибки менеджмента не создают никаких значительных результатов деятельности. Что в итоге? В итоге – решение свернуть бизнес в России и странах СНГ.

Конечно, для каждой отдельно взятой компании можно сказать, что автор здесь или здесь не прав, и у той или другой компании в этом вопросе делается не так. Либо автор не прав – у нас наработанные годами технологии и т.д. Я это слышу десятилетиями. Вот только реалии говорят о другом. Работа на развивающихся рынках требует, в том числа, пересмотра многих правил. Но главное – это реальное, а не на словах, применение профессионализма в менеджменте, не на бумаге или в инструкциях, а на деле.

Важно также понимать – и, может быть, это главный вывод данной статьи – негативное влияние иностранных компаний, непрофессионально управлявших издержками на стартовом этапе бизнеса, на общий уровень издержек рынка. Именно иностранным компаниям мы обязаны необоснованным, ничем не подкрепленным ростом заработных плат и доходов менеджеров в финансовой сфере, ростом арендных ставок, ростом тарифов адвокатов и консультантов. Именно благодаря иностранным компаниям возник тип молодого, «талантливого», международно-ориентированного менеджера, который реально ничего не сделал в своей жизни на практике и в бизнесе, но зато хорошо знает английский и несколько учебников по маркетингу или продажам и грамотно составил свое резюме.

Именно благодаря им многие российские действительно талантливые ребята начинают думать о «легких» деньгах, о том, что может быть совершенно необязательно долго и кропотливо набирать истинный профессионализм, копить знания и постепенно расти карьерно и материально, а можно совершить один быстрый прыжок и достичь одним махом свои стратегические жизненные цели.

Возникшая ситуация исхода иностранных компаний, на мой взгляд, несет в себе безусловно положительный эффект для рынка и как урок непрофессионализма, и как жизненный урок для молодого поколения менеджеров (часть из которых не только потеряет работу в связи с исходом компаний, но и получат в свои резюме штампы «неудачников», с именами которых будут связывать эти уходы), которые, может быть, задумаются о возврате к истинным ценностям в профессиональном и карьерном росте и будут более взвешенно принимать решения. Положительный урок состоит и в том, что другие западные компании будут более профессионально относиться к политике в области издержек на рынках СНГ, и рынок в этом вопросе, несомненно, будет выздоравливать. Общая же экономическая ситуация создает для этого все необходимые предпосылки.


3 ноября 2009 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Кадры, Управление, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.94 (голосовало: 195 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: