Страховой рынок ПФО в 2009 г. и перспективы развития в 2010 г.
Лисин Виктор Игоревич
Руководитель Инспекции страхового надзора по Поволжскому федеральному округу
|
Вниманию читателей портала предлагается аналитическая статья руководителя инспекции ФССН по Приволжскому федеральному округу, в основу которой положены материалы доклада на Поволжском страховом рандеву «Стрежень», проходившем в марте 2010 года.
Завершился 2009 год, один из самых сложных в современной истории страхования и не только. Эпоха легких денег для страховщиков прошла. Это был первый кризисный год, который начал наглядно показывать достоинства и недостатки национального страхового рынка. Кризис стал катализатором всех нарастающих проблем: на фоне падения объемов собранных премий ярче выявились скрытые ранее проблемы недостаточности реальных страховых резервов, качества активов страховщиков, профессионализма менеджеров всех уровней.
Одно дело работать из года в год на фоне растущего рынка, увеличивающейся страховой премии. Другое – на падающем рынке, когда приходится ориентироваться не на темпы прироста взносов и долю рынка, а на убыточность и рентабельность тех или иных видов страхования, когда необходимо оперативно сглаживать отрицательные эффекты, диверсифицируя страховой портфель.
К счастью, кризис заставил многих думать и считать. Но одни решили делать это за счет клиентов, стремясь платить им все меньше и меньше, постепенно девальвируя роль страхования и имя страховщика. Другие серьезно думают о структуре страхового портфеля, уменьшении собственных расходов и заработке на инвестициях от размещения финансовых средств. Первый путь в никуда, так сказать, отсроченная смерть, второй – в цивилизованное будущее.
Состояние рынка
По состоянию на 1 марта на территории Приволжского федерального округа работает 58 страховщиков и 858 филиалов.
Как видим из диаграмм, за последние 6 лет число региональных страховщиков неуклонно снижается, со 104 в 2005 г. до 58 в 2010 г.
Количество региональных страховщиков ПФО в 2005-2010гг.
И если число филиалов иногородних страховщиков 5 лет неуклонно росло, то за 2009 год оно сократилось с 861 до 844. Это во многом связано с более решительными действиями Федеральной службы страхового надзора по отзыву лицензий у недобросовестных страховщиков. Однако к концу 2009 года тенденция возобновилась, и в данный момент в Приволжском федеральном округе насчитывается количество филиалов иногородних страховых организаций на уровне конца 2008 года.
Количество филиалов в ПФО федеральных компаний в 2005-2010гг.
По объему собранной премии Приволжский федеральный округ уступает лишь Центральному федеральному округу, где собирается свыше половины национальной премии (55,1%). Доля ПФО в России составляет около 13% и соответствует 144 млрд. рублей премии. Из них 58,6% приходится на ОМС и 41,4% на рисковые виды страхования. Обсуждать финансовые потоки по социальному страхованию, коим является ОМС, сегодня нецелесообразно, поговорим о рисковых видах. Их объем снизился в сравнении с 2008 г. на 13,5%. Причем снижение произошло по всем добровольным видам страхования. В таблице можно увидеть эту динамику в ПФО в сравнении с общенациональными показателями.
Совокупные страховые премии, динамика страховщиков ПФО в 2009г. в сравнении с общероссийскими показателями
|
Премии по ПФО, млрд. руб.
|
Динамика по ПФО в сравнении с 2008г, %
|
Динамика по России в сравнении с 2008г, %
|
Страховая премия, всего
|
144,55
|
+0,43
|
+2,4
|
РВС
|
59,84
|
-13,46
|
-11,4
|
Добровольное страхование
|
44,87
|
-20,50
|
-10,5
|
Страхование жизни
|
1,80
|
-17,16
|
-18,5
|
Личное страхование
|
9,26
|
-13,56
|
-6,2
|
Страхование имущества
|
32,36
|
-23,08
|
-15,7
|
Страхование ответственности
|
1,44
|
-2,24
|
+15,8
|
Обязательное страхование
|
99,68
|
13,93
|
+14,8
|
ОСАГО
|
14,82
|
12,29
|
+6,6
|
ОМС
|
84,71
|
14,26
|
+16,9
|
Распределение премии по регионам практически не изменилось. По-прежнему среди лидеров Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край и Республика Башкортостан. И если поволжских страховщиков в первую очередь интересует объем собранной премии, то клиентов – объем выплат. Надзор же внимательно следит и за их соотношением.
Уровень выплат страховщиков ПФО в 2006-2009гг.
№ |
Вид страхования
|
2006 год
|
2007 год
|
2007 год
|
2009 год
|
1
|
Страхование имущества
|
35,44%
|
38,33%
|
43,73%
|
65,34%
|
2
|
ОСАГО
|
57%
|
67,2%
|
73,15%
|
67,54%
|
3
|
Личное страхование
|
66,24%
|
60,62%
|
62,57%
|
70,05%
|
Стабильно в 2009 г. рос уровень выплат практически по всем видам страхования, за исключением ОСАГО, где уровень выплат за год несколько снизился, да и то лишь в связи с изменением территориальных коэффициентов в марте 2009 года.
Динамика страховых премий, выплат и уровня выплат по страхованию имущества в ПФО в 2006-2009гг., тыс. руб.
Как видим, в последние 4 года уровень выплат по страхованию имущества неуклонно рос. И на сегодняшний день на 10% превышает среднероссийский показатель (55,8%).
Уровень выплат по страхованию имущества в регионах ПФО по итогам 2009 года
№ |
Регион
|
Взносы, тыс. руб.
|
Выплаты, тыс. руб.
|
Уровень выплат
|
1
|
Нижегородская область
|
7 983 485
|
4 407 812
|
55.21%
|
2
|
Республика Татарстан
|
6 843 216
|
4 504 595
|
65.83%
|
3
|
Самарская область
|
5 642 410
|
3 834 760
|
67.96%
|
4
|
Пермский край
|
3 169 501
|
2 398 475
|
75.67%
|
5
|
Республика Башкортостан
|
2 650 424
|
2 101 551
|
79.29%
|
6
|
Саратовская область
|
1 927 466
|
1 234 264
|
64.04%
|
7
|
Оренбургская область
|
1 693 577
|
981 808
|
57.97%
|
8
|
Республика Удмуртия
|
1 333 246
|
768 517
|
57.64%
|
9
|
Ульяновская область
|
1 201 492
|
551 971
|
45.94%
|
10
|
Республика Чувашия
|
1 079 835
|
734 327
|
68.00%
|
11
|
Кировская область
|
883 497
|
451 501
|
51.10%
|
12
|
Пензенская область
|
789 456
|
387 576
|
49.09%
|
13
|
Республика Мордовия
|
715 955
|
278 860
|
38.95%
|
14
|
Республика Марий Эл
|
368 675
|
186 464
|
50.58%
|
|
Всего по ПФО
|
32 362 690
|
21 146 403
|
65.34%
|
|
Всего по России
|
269 331 168
|
150 431 384
|
55.8%
|
Из следующей таблицы можно увидеть этот коэффициент по каждому из субъектов Приволжского федерального округа.
Динамика страховых премий, выплат и уровня выплат по ОСАГО в ПФО в 2006-2009гг., тыс. руб.
Динамика страховых премий и выплат по ОСАГО представлена на следующей диаграмме. И здесь коэффициент выплат составляет 67,5%, что почти на 8,5% выше общероссийского показателя (58,1%). Уровень выплат по субъектам ПФО показан в следующей таблице.
Уровень выплат по ОСАГО в регионах ПФО по итогам 2009 года
№ |
Регион
|
Взносы, тыс. руб.
|
Выплаты, тыс. руб.
|
Уровень выплат
|
1
|
Нижегородская область
|
5 024 389
|
3 144 072
|
62.58%
|
2
|
Республика Татарстан
|
2 478 646
|
1 808 932
|
72.98%
|
3
|
Самарская область
|
2 267 443
|
1 534 866
|
67.69%
|
4
|
Республика Башкортостан
|
1 828 673
|
1 321 234
|
72.25%
|
5
|
Пермский край
|
1 488 860
|
1 035 419
|
69.54%
|
6
|
Саратовская область
|
1 082 486
|
684 026
|
63.19%
|
7
|
Оренбургская область
|
939 755
|
546 671
|
58.17%
|
8
|
Республика Удмуртия
|
633 161
|
414 912
|
65.53%
|
9
|
Кировская область
|
558 273
|
351 855
|
63.03%
|
10
|
Пензенская область
|
512 878
|
310 060
|
60.45%
|
11
|
Ульяновская область
|
466 091
|
341 370
|
73.24%
|
12
|
Республика Чувашия
|
404 420
|
260 514
|
64.42%
|
13
|
Республика Мордовия
|
288 899
|
183 660
|
63.57%
|
14
|
Республика Марий Эл
|
191 643
|
120 176
|
62.71%
|
|
Всего по ПФО
|
14 823 572
|
10 011 382
|
67.54%
|
|
Всего по России
|
85 736 320
|
49 848 348
|
58.1%
|
И если в 2008 г. нас беспокоил этот показатель в Республике Татарстан и Пермском крае, где он тогда зашкаливал за критический уровень и составлял 83,6% и 88,4% соответственно, то в этом году он всюду снизился в среднем на 5,6%.
Сборы по ОСАГО в 2009 г. выросли в ПФО на 12,3%, несмотря на то, что полисов было продано меньше, чем в 2008 г., ибо и автомобилей в России было продано также заметно меньше.
Рост сборов произошел, прежде всего, благодаря повышению страховых тарифов в марте прошлого года, когда Правительство скорректировало территориальные коэффициенты. В результате средняя стоимость полиса в 2009 г. выросла на 11% и составила 2 439 рублей.
Объем выплат вырос на 5,7% по России и на 4% по Приволжскому федеральному округу.
Средняя выплата также увеличилась и составила 24 433 рубля, что всего на 2,8% выше, чем год назад. Однако стоимость ремонта и запчастей на автомобили в прошлом году выросли куда больше (около 15%). Отсюда и недовольство граждан.
Меры страхового надзора
За 2009 г. в наш адрес пришла 4 451 жалоба, что в 2,8 раза больше, чем годом раньше и в 4,8 раза больше, чем в 2007 г.
Причем жалоб на неадекватность выплат или отказ почти в 2 раза больше по добровольному страхованию КАСКО, чем ОСАГО. Однако и по ОСАГО цифра удвоилась (с 803 до 1 654).
Причем в прошлом году мы столкнулись по выплатам ОСАГО просто с вопиющими фактами. Так довольно небольшая по объемам казанская страховая компания «Талисман» просто посчитала экономически невыгодным делать выплаты по ОСАГО в добровольном порядке и производила их только по решению суда. Ну да, получаем-то чужие деньги, а платим, как известно, свои.
В результате около 4 тысяч клиентов просто не получили своих выплат. Среди них и те, что ждут выплат с 2007, 2008 годов. Как следствие – адекватная реакция надзора – ограничение действия лицензии по ОСАГО. И оказалось, что выплатить все можно и 60 млн. рублей сразу нашлись.
Аналогичная ситуация складывалась со СК «Арбат» и «Русско-Балтийское страховое общество» из г.Москвы и г.Санкт-Петербурга, у которых лицензии отозваны по инициативе Инспекции по Приволжскому федеральному округу и в основном за слишком вольное отношение к проблемам ОСАГО.
Одна из таких проблем: страховая организация, не имея филиала в соответствующем регионе, собирает документы у потерпевшего через своего представителя. Отсчет срока для выплаты она начинает с момента получения ею полного пакета документов от своего представителя, а не с момента сдачи этих документов клиентом. Что неверно, ибо иные представители отправляют документы месяцами спустя. Для надзора точка отсчета – сдача документов клиентом.
Очень часто приходят жалобы на то, что страховщик не выдает страхователям копии актов, заключений независимых экспертов, материалов выплатного дела. И если по ОСАГО выдача акта и заключения прямо предусмотрена Правилами, то по КАСКО действует Закон «Об информации информационных технологиях и защите информации», который обязывает держателя этих данных предоставить имеющиеся сведения их обладателю. Этим же законом предусмотрена административная ответственность за подобные нарушения. Такие жалобы для принятия мер мы сейчас направляем в Роскомнадзор, который накажет страховщиков рублем.
Несколько десятков обоснованных жалоб пришло к нам на то, что страховая организация требует от потерпевших документов, не предусмотренных Правилами. Ими определен закрытый перечень необходимых документов, и проявлять творчество потерпевший не имеет права.
Говоря об ОСАГО, следует отметить, что за 6 лет действия закона так и не заработал коэффициент «бонус-малус», поощряющий безаварийную езду. Более того, необоснованно давая бонусы без справок, многие наши страховщики поощряют водителей-хулиганов. К сожалению, пока не заработала и процедура оформления мелких ДТП без участия ГИБДД.
В 2009 г. активизировала свою деятельность Инспекция страхового надзора по Приволжскому федеральному округу.
Меры инспекции страхового надзора по ПФО в 2008-2009гг.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Дано предписаний, в том числе:
|
403
|
536
|
- на основании обращений граждан
|
39
|
21
|
из них по ОСАГО
|
36
|
14
|
- по результатам проверок
|
45
|
58
|
из них по ОСАГО
|
10
|
13
|
- по финансовой устойчивости
|
16
|
35
|
из них за нарушения Приказа 90н
|
1
|
2
|
из них за нарушения Приказа 100н
|
6
|
14
|
из них за нарушения Приказа 149н
|
9
|
19
|
Направлено запросов
|
1 556
|
2 966
|
Проведено выездных проверок
|
41
|
43
|
Направлено ходатайств о применении санкций
|
21
|
19
|
Нами проведено 43 выездные проверки, дано 536 предписаний за нарушение страхового законодательства. Практически по каждой проверке были даны предписания, а по некоторым и 2.
По заключениям инспекции приостановлена деятельность 10 страховщиков, у 9 отозвана.
Главным направлением контрольной деятельности Инспекции, безусловно, являлся контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков, качеством активов и формированием страховых резервов, так как это залог обеспечения обязательств перед клиентами.
Причем теперь в составе каждой группы на проверки выезжают представители отдела контроля за финансовой устойчивостью, чтобы на месте можно было сравнить отчетность с реальной ситуацией, увидеть, как и, главное, когда, на какие даты она соответствует нормативной. Результаты неутешительные – страховщики стремятся обмануть надзор, зачастую их финансовое состояние соответствует нормативам лишь на отчетную дату.
В течение 2009 г. Инспекцией принята и рассмотрена 171 бухгалтерская отчетность. Проводилась проверка на предмет правильности составления отчетности и достоверности информации, отраженной в ней. В ходе проверки было выявлено, что некоторые страховые организации показывали в размещение страховых резервов и собственных средств депозиты (вклады) в банках с отозванными лицензиями, ценные бумаги, рейтинг которых в ходе проверки не подтверждался, недвижимое имущество, рыночная стоимость которого не подтверждалась независимым оценщиком, а также активы, которыми страховая организация вообще не обладала на момент составления отчетности. В данных случаях в страховые организации направлялись предписания с предложением привести отчетность в соответствие с требованиями законодательства, а в случае если после приведения отчетности в соответствие у страховой организации не хватало разрешенных активов, выдавалось предписание за нарушение требований приказов 100н и 149н. А если и это не помогало, то приостанавливали и отзывали лицензию.
В течение 2009 г. было выдано 35 предписаний за нарушения требований законодательства, предъявляемых к обеспечению финансовой устойчивости, из них:
- 2 предписания за нарушение нормативного соотношения активов и принятых страховых обязательств, приказ № 90н.;
- 19 предписаний за нарушение Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, приказ № 149н;
- 14 предписаний за нарушение Правил размещения страховщиками средств страховых резервов, приказ № 100н.
По состоянию на 01.03.2010 г. на контроле по финансовой устойчивости находятся 9 страховых организаций или 16%. У 4-х страховых организаций в течение 2009 г. отозваны лицензии на осуществление страховой деятельности, 3 компании реорганизованы. Всего предписания были выданы 19 региональным страховщикам, это каждая третья в Приволжском федеральном округе, причем треть из них - достаточно крупные и известные на рынке.
В 2009 году предписания, выданные страховым организациям за нарушения требований законодательства, предъявляемых к обеспечению финансовой устойчивости, были выданы не только на основании рассмотрения годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, но и на основании запросов, направленных страховым организациям с целью получить информацию о страховых резервах, собственных средствах и активах, принимаемых в их покрытие, позволяющую проверить исполнение структурных соотношений на любую дату, а также в ходе проведения проверок после рассмотрения первичных бухгалтерских документов.
В 2009 году сотрудники отдела контроля за финансовым состоянием приняли участие в 23 проверках. По результатам проведения проверок выдано 6 предписаний за нарушения требований предъявляемых к активам, принимаемых к покрытию страховых резервов, собственных средств страховщика, 2 предписания по формированию страховых резервов и 2 предписания за представление недостоверной информации. Таким образом в каждой второй проверке выявлялись несоответствия нормативам.
В конце года Инспекция с целью осуществления контроля за финансовой устойчивостью направила в адрес 60 страховых организаций запросы с предложением представить информацию о страховых резервах, собственных средствах и активах, принимаемых в их покрытие, а также необходимо было представить первичные бухгалтерские документы, позволяющие проверить наличие активов и исполнение структурных соотношений активов, резервов и собственных средств страховщика в периоде между отчетными датами.
В результате рассмотрения представленных документов 60-ти страховых организаций дополнительно были выявлены 6 страховых организаций, которые по состоянию на 30.09.2009 г. не имели достаточного количества активов, соответствующих требованиям Правил размещения страховщиками средств страховых резервов и Требованиям, предъявляемым к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика.
У 3-х страховых организаций не хватает активов как на покрытие собственных средств, так и на покрытие страховых резервов.
Следует отметить, что те компании, которые имели нарушения в 2008 г. и 2009 г. по финансовой устойчивости, в настоящий момент находятся на особом контроле у Инспекции.
Проведенный анализ показал, что инвестиционный портфель страховщиков характеризуется относительной нестабильностью в периодах между отчетными датами. Наблюдается неравномерное движение в течение года таких активов, как денежные средства, векселя организаций, не являющихся банками, а также займов, выданных другим организациям. Таким образом, анализ показывает, что страховщики в межотчетный период ориентируется на собственные предпочтения. Однако установленные требования к структуре активов должны выполняться не только на отчетную дату, но и на каждый день отчетного периода.
Страховщики сосредоточили основное внимание на развитии клиентской базы, агентской и филиальной сети, не уделяя должного внимания инвестиционной деятельности. На нынешнем этапе развития в ПФО страховые операции являются основным источником дохода страховщика, а инвестиционные операции не характеризуются достаточной эффективностью. И совершенно очевидно, что в ближайшей перспективе доходность страховой деятельности будет неизбежно снижаться, и тогда внимание страховщиков вынуждено будет переместиться на решение вопросов эффективности инвестиционной деятельности. Создание четко продуманной инвестиционной политики позволит страховщику иметь значительное конкурентное преимущество. Однако и тут нужна максимально консервативная политика, потому что даже размещение депозитов в крупнейших кредитных организациях сегодня не дает стопроцентной гарантии страховщикам.
Объем страховых резервов и собственных средств, размещенных в векселя, региональных страховщиков ПФО в сравнении с общероссийскими показателями по состоянию на конец 3 квартала 2009 г.
|
Объем страховых резервов, размещенных в векселя
|
Объем собственных средств, покрытых векселями
|
Всего по ПФО
|
7,5%
|
12,6%
|
Всего по России
|
10%
|
14%
|
Конечно, качество активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщиков, очень часто заставляет желать лучшего. Например, по состоянию на конец 3 квартала 2009 г. 7,5% страховых резервов и 12,6% собственных средств страховщиков были размещены в векселя. Это, конечно, чуть меньше, чем в целом по России (10% и 14%), но не может не вызывать настороженности Инспекции и соответствующего реагирования.
Правовые противоречия
Планируемое повышение минимального размера уставного капитала – мера для региональных страховщиков очень болезненная. На сегодняшний день лишь 1/3 страховщиков Приволжского федерального округа соответствует этому показателю (это 19 компаний). Но следует отметить, что на долю 20 крупных приходится свыше 90% собранной премии по РВС и 88% от общего объема премии, собранной 58-ю региональными страховщиками. Но это по итогам 2009 г. С уходом из числа самостоятельных юридических лиц 3-х компаний системы Росгосстраха в 2010 г. доля региональных страховщиков заметно снизится.
Доля в РВС крупнейших региональных страховщиков в ПФО в 2009 году
Это свидетельствует с одной стороны о высокой концентрации, с другой – о том, что для клиентов уход отдельных страховщиков, не имеющих должного размера уставного капитала, будет не столь болезнен. Беспокоит лишь тот факт, что среди компаний с недостаточным на сегодняшний день капиталом 5 страховщиков из 18 имеют лицензию на ОСАГО.
ТОП-20 страховщиков ПФО по итогам 2009 года в рисковых видах страхования
№ пп |
Наименование
|
ПОСТУПЛЕНИЕ ВЗНОСОВ
|
ВСЕГО
|
ДС
|
ОС
|
ВСЕГО
|
Жизнь
|
Личное
|
Имущество
|
Ответ-ть
|
ВСЕГО
|
АГО
|
1
|
Росгосстрах
|
13 648 868
|
7 801 901
|
17 838
|
729 864
|
6 864 204
|
189 995
|
5 845 581
|
5 835 275
|
2
|
СОГАЗ
|
3 132 114
|
2 916 662
|
0
|
1 838 693
|
931 773
|
146 196
|
215 452
|
215 452
|
3
|
УралСиб
|
2 535 396
|
1 906 020
|
0
|
355 461
|
1 511 065
|
39 494
|
629 376
|
623 854
|
4
|
АльфаСтрахование
|
2 486 237
|
2 204 640
|
0
|
643 201
|
1 512 773
|
48 666
|
281 597
|
277 564
|
5
|
ВСК
|
2 395 410
|
2 010 598
|
0
|
446 090
|
1 450 479
|
114 029
|
384 812
|
384 385
|
6
|
Ингосстрах
|
2 348 996
|
1 779 589
|
0
|
225 706
|
1 520 271
|
33 612
|
569 407
|
569 407
|
7
|
Ресо-Гарантия
|
1 925 934
|
1 287 831
|
9 382
|
89 053
|
1 150 887
|
38 509
|
638 103
|
637 908
|
8
|
НАСКО-Татарстан (Казань)
|
1 650 093
|
1 351 690
|
0
|
103 179
|
1 228 101
|
20 410
|
298 403
|
262 886
|
9
|
Цюрих
|
1 572 831
|
1 084 139
|
0
|
39 002
|
1 034 961
|
10 176
|
488 692
|
487 179
|
10
|
Чулпан (Альметьевск)
|
1 406 872
|
1 246 036
|
0
|
918 865
|
295 574
|
31 597
|
160 836
|
160 836
|
11
|
РОСНО
|
1 252 261
|
916 789
|
0
|
337 746
|
547 349
|
31 694
|
335 472
|
332 325
|
12
|
АСКО (Набережные Челны)
|
1 210 670
|
718 157
|
0
|
290 291
|
379 119
|
48 747
|
492 513
|
492 433
|
13
|
Гута-Страхование
|
927 926
|
698 635
|
0
|
57 266
|
615 084
|
26 285
|
229 291
|
211 497
|
14
|
Согласие
|
883 311
|
681 916
|
0
|
107 137
|
562 482
|
12 297
|
201 395
|
201 336
|
15
|
Компаньон (Самара)
|
876 349
|
705 015
|
0
|
1 806
|
701 389
|
1 820
|
171 334
|
171 334
|
16
|
Спасские Ворота
|
876 339
|
603 438
|
0
|
85 062
|
506 416
|
11 960
|
272 901
|
272 798
|
17
|
Ренессанс Страхование
|
784 285
|
692 927
|
0
|
33 406
|
646 763
|
12 758
|
91 358
|
91 358
|
18
|
Югория
|
718 386
|
571 846
|
0
|
92 216
|
465 229
|
14 401
|
146 540
|
146 363
|
19
|
Московская СК
|
698 768
|
555 260
|
281
|
59 407
|
463 928
|
31 644
|
143 508
|
143 508
|
20
|
Объединенная СК (Самара)
|
639 755
|
446 386
|
0
|
14 089
|
412 359
|
19 938
|
193 369
|
193 369
|
На очередной таблице можно увидеть большую Топ-двадцатку, занимающую лидирующее положение на рынке Приволжского федерального округа. Здесь показаны как региональные, так и федеральные участники рынка.
В ходе выездных проверок Инспекция также особое внимание уделяет проблемам финансовой устойчивости в рамках заключения договоров страхования. Среди них – экономически обоснованные тарифы и поправочные коэффициенты к ним. Складывается впечатление, что актуарные расчеты для большинства страховщиков – это что-то из области фантастики. Они были нужны лишь для одного – получения лицензии, а после этого о них никто не вспоминает. Причем ссылаются на сданный в Росстрахнадзор единственный экземпляр. Почему при любом раскладе событии у каждой компании есть Устав, который тоже сдавался в одном экземпляре, а вот экономического обоснования тарифов может и не быть? «Вилки» поправочных коэффициентов нужны им лишь для того, чтобы получить максимальный платеж от кредитоспособного клиента, либо для демпинга.
Возвращаясь к легкомысленному использованию тарифов и коэффициентов, хочу напомнить, что договоры личного страхования – публичные. И здесь подходы и тарифы должны быть едиными для каждой категории страхователей.
Практика показала, что в течение последних лет, когда использовался уведомительный порядок внесения изменений в Правила страхования, страховщики насоздавали удивительные шедевры. Мало того, что они зачастую противоречат Гражданскому кодексу или закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», они не соответствуют самим себе.
Внося изменения, вводя новые риски или исключения, никто не вспоминает об экономическом обосновании. В нем отсутствует расчет тарифов по тем новым рискам. Причем в приложении к правилам одни тарифы, в расчете экономического обоснования – другие. Порой такая компания не в состоянии в своих архивах просто отыскать экономическое обоснование.
Недавно мы столкнулись с одной из ведущих компаний на рынке России. Так в ней по страхованию жизни никто и никогда не заглядывал в залицензированные тарифные ставки. Более того, они остались те же, что были у купленной ими компании, зарегистрированной тогда еще под другим названием аж 18 лет назад.
В результате, тарифы, которые видим мы, на практике существуют абсолютно автономно от залицензированных и преследует одну цель – либо демпинг, либо возможность «срубить» максимальную премию.
В ходе проверок мы сталкиваемся с неправильным формированием страховых резервов. Особенно с резервом незаработанной премии. Порой причина проста – неверно формируется журнал заключенных договоров, где ошибочно указывается период действия договора, период страхования, сумма полученной премии. Например, договор заключен 1 марта, а ответственность по нему начинается с 1 мая, естественно, что и порядок формирования резервов в таком случае другой, но никто этого не видит, или не хочет видеть.
В условиях кризиса многие страховщики просто перестали обращать внимание на договор страхования. Все подчинено одному – получить деньги. Зачастую в договоре страхования отсутствуют существенные условия, в том числе риски, объект страхования, срок.
Очень часто мы сталкиваемся со страховщиками, у которых риски определены в договоре просто: либо двумя буквами «Н/С», либо иными буквенными аббревиатурами, нет сроков или объектов страхования. А ведь это означает одно – договор не заключен. Следовательно, после проверки надзора нужно внести изменения в бухгалтерские и статистические отчеты, изменить налогооблагаемую базу. Причины просты – агент пропустил, проглядел, а в компании не налажено никакого контроля. Как показала практика, научить страховщика можно только так – заставить внести изменения в бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность, то есть ударить рублем. К сожалению, многие понимают только такой язык.
В 2009 г. в практике инспекции закрепились системные запросы. Пока они были характерны для ОСАГО. Основанием для такого запроса служит анализ количества жалоб от клиентов. Как показала практика, мы ни разу не ошиблись. Получая ответ на такой запрос, мы видим, что компания не только не имеет полного учета заявленных по ОСАГО убытков, но даже не помнит о некоторых своих филиалах. Так было и с «Талисманом» и с «Арбатом». Спрашивается, как управляются такие компании? Вслед такому системному запросу почти в 100% случаев следует системное предписание.
Таким образом, в течение 3 месяцев все филиалы компании находятся под пристальным контролем инспекции. И здесь выхода два – либо компания начинает стабильно выплачивать, либо получает ограничение или приостановление действия лицензии со всеми вытекающими последствиями.
В 2010 г. мы готовы столь подробному контролю подвергнуть договоры КАСКО, так как сегодня жалоб по этому виду стало вдвое больше, чем по ОСАГО.
«Нет схемам в сельскохозяйственном страховании!» – еще один лозунг и направление в деятельности инспекции. Причем теперь эти договоры мы анализируем вместе с договорами финансово-хозяйственной деятельности.
Что мы здесь видим? Зачастую откровенное разворовывание государственных субсидий, так называемое «осваивание бюджетных средств». Уже сегодня у нас отлажен обмен информации с представительствами Центробанка в регионах и органами Прокуратуры. Помните: объявлен крестовый поход против подобного «осваивания средств». В результате уже сегодня возбуждено уголовное дело по ст.159 (мошенничество) Уголовного Кодекса за присвоение государственных субсидий против директора Уфимского филиала одной компании, арестован и находится под следствием директор филиала в Мордовии другого страховщика, ведется расследование прокуратурой г.Нижнего Новгорода по филиалу третьей компании.
Не может не беспокоить нас незаконное увеличение комиссионного вознаграждения по ОСАГО. В Приволжском федеральном округе эти цифры доходят до 30% с одновременным незаконным выводом этих средств.
Здесь и фиктивные агентские договоры, и договоры с брокерскими организациями, и договоры на консалтинговые услуги. Мы будем внимательнее анализировать вашу так называемую хозяйственную деятельность, делать выводы и принимать меры.
Отдельного внимания заслуживает деятельность по надзору в сфере перестрахования. В 2009 году 39 страховых организаций использовали перестраховочную защиту. Сказать, что это было эффективно, нельзя. Всего 6,9% (888 млн. руб. за полгода) от общего количества собранной премии в рисковых видах страхования было передано в перестрахование. 40% страховщиков не пользовались услугами перестраховщиков. Только у 8 компаний благодаря перестрахованию убытки уменьшились, у остальных 31 компании – выросли. Всего за полгода возмещение перестраховщиков составило 181 млн. рублей. Когда перестраховывается автотранспорт, а убытки растут – у надзора возникает вопросы: что это за договоры перестрахования и зачем их заключали? Мы внимательнее будем смотреть крупные договоры перестрахования.
Говоря о нарушениях здесь, следует отметить:
- по-прежнему договоры заключаются от имени брокера, либо с брокером, а не со страховой компанией (нарушение ст. 8 ФЗ «Об организации страхового дела»);
- в качестве рисков в договорах перестрахования встречаются риски по оригинальному договору страхования;
- при наличии Генерального договора перестрахования в слипах нет ссылок на него. Поэтому такие слипы воспринимаются нами как самостоятельные договоры перестрахования. Но тогда в них нет многих существенных условий договора, и договор считается незаключенным со всеми вытекающими последствиями.
Планы и перспективы
Вы уже слышали, что надзор переходит на систему оценки рисков страховой компании, позволяющую перейти от надзора ретроспективного к надзору перспективному, от надзора избирательного и ситуационного к объективному и системному.
Сегодня при планировании проверок мы руководствуемся не только сроком, прошедшим после последней проверки, но и целым рядом иных показателей. К концу 2010 г. мы будем иметь современные программы, позволяющие наносить предупредительные точечные удары, отсекая обреченных страховщиков.
Кроме того, имеет значение реализация положений 115 Федерального Закона о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств. В 2009 году 11 материалов Инспекцией передано в Росфинмониторинг. По всем ним оформлены административные дела, наложены штрафы на компании – нарушители и персональные на их руководителей. Главное нарушение – отсутствие в Росфинмониторинге информации обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, несоответствие Правил страхования компании требования 115 ФЗ.
В 2010 г. начнутся проверки страховых брокеров. Мы уже предчувствуем массу нарушений в их деятельности.
Хочется сообщить всем о прекращении практики продления сроков предписаний. Как правило, мы даем месяц. И этого достаточно. И если компания зарегистрирована в «северной глуши», а работает в Москве или Ижевске, то это проблема компании. Налаживайте информационные потоки и IT-технологии, а не просите продлить сроки предписания. В 2010 году технология действия будет проста: закончился срок предписания – в административную комиссию Федеральной службы страхового надзора направляются документы на приостановление или ограничение действия лицензии. Как показывает практика, это самый эффективный способ поставить компанию в рамки законодательства.
Нас очень настораживает частая смена места регистрации компании или филиала, смена их директоров, телефонов. Часто об этом мы узнаем лишь 2-3 месяца спустя - значит, есть что скрывать и от чего прятаться.
Что же ждет наш страховой рынок в целом? Как на первый взгляд кажется, в текущей ситуации на ближайшие 5-7 лет без развития обязательного страхования в России не обойтись в силу недостаточной развитости страхового рынка в нашей стране.
Если не случится вторая волна кризиса, то объем рынка в 2010 г. вернется на уровень 2008 года.
Динамика различных видов страхования во многом будет зависеть от развития экономики.
Стабильным будет оставаться ОСАГО и другие виды обязательного страхования, а так же авиационные риски и риски водного транспорта.
В соответствии с ВВП и уровнем жизни населения будут развиваться строительно-монтажные риски, страхование грузов, автокаско.
В связи с отрицательными темпами прироста страховых премий и высокими темпами роста выплат серьезную угрозу представляют:
- страхование грузов;
- страхование от несчастных случаев;
- страхование автокаско;
- ДМС.
Нет оснований полагать, что вводимые (если это произойдет) новые виды обязательного страхования будут подменять добровольное страхование. Скорее они заменят лицензирование отдельных видов и услуг, а также профессиональной деятельности обязательным страхованием.
Ясно и другое. Компании, серьезно относящиеся к вопросам своей платежеспособности, имеющие понимающих и состоятельных акционеров, имеют все шансы выйти из кризиса победителями, накопившими богатый профессиональный опыт.