Страховой рынок Поволжья. Ветер перемен
Лисин Виктор Игоревич
Заместитель руководителя Регионального отделения ФСФР России в Юго-Восточном регионе до 31.08.2013 г.
|
Заместитель руководителя РО ФСФР России в Юго-Восточном регионе Виктор Лисин представляет результаты анализа состояния страхового рынка Поволжского федерального округа и текущей ситуации на на рынке в связи с изменениями в государственном регулировании и страховом надзоре.
Страховое сообщество переживает сейчас период значительных перемен, как в жизни российских страховщиков, так и в деятельности органов страхового надзора. 2011 год был ознаменован рядом изменений в законодательстве, коснувшихся организации страхового надзора и регулирования страхового рынка, прежде всего, здесь стоит отметить создание единого государственного мегарегулятора финансовых рынков в лице ФСФР.
Кроме того, органы страхового надзора были наделены новыми полномочиями:
- в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- по применению мер по предупреждению банкротства;
- по предоставлению кандидатур арбитражных управляющих и соответствующих саморегулируемых организаций;
- в сфере технического осмотра транспортных средств.
В 2011 году произошло важное для региональных страховых организаций повышение минимальных размеров уставных капиталов. Выросли тарифы по ОСАГО. Вступил в силу новый закон об агростраховании. Начал работать новый вид страхования – обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте.
Рассмотрим названные изменения подробнее.
1. В минувшем году состоялось присоединение Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам
Инспекция страхового надзора по Приволжскому федеральному округу присоединилась к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе. В результате органы страхового надзора превратились в отделы. Однако надзор совсем не ослаб: ни одного сотрудника в связи с реорганизацией мы не потеряли, а полномочия наши заметно усилились.
Теперь мы - мегарегулятор. Что это означает для страховщика?
1.1. У мегарегулятора есть возможность наносить двойной удар по нарушениям
С одной стороны, меры государственного страхового надзора сохранились в неизменном виде. С другой стороны, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в сфере финансовых рынков (часть 9 статьи 19.5), а также за непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков (статья 19.7.3).
Иными словами, ряд деяний, за совершение которых предусмотрены меры государственного страхового надзора, теперь образуют еще и состав административных правонарушений. Значит, нерасторопность и невнимательность при исполнении запроса (и представлении отчетности) повлекут, во-первых, штраф (для юридического лица – в размере от 500 до 700 тысяч рублей, для должностного лица – в размере 20 – 30 тысяч либо дисквалификацию на срок до 1 года), а во-вторых, выдачу предписания об устранении нарушений действующего законодательства. За неисполнение (либо ненадлежащее исполнение) предписания предусмотрены административные штрафы в таких же размерах плюс приостановление (ограничение) действия лицензии.
Меры, возможно, излишне суровы в сравнении с содеянным, но таков уж закон – dura lex, sed lex.
Практика административного производства по таким категориям дел у органа страхового надзора в Приволжском федеральном округе уже имеется.
Что касается порядка исчисления сроков исполнения запросов и предписаний. Органы страхового надзора оказались лояльнее к поднадзорным, чем Генпрокуратура. Мнение прокуроров бескомпромиссно: «почтовый пробег» не учитывать, факт неисполнения запроса (предписания) фиксировать на следующий рабочий день после установленной даты. Генпрокуратура требует, чтобы заключение о приостановлении направлялось сразу после установления факта неисполнения предписания и постоянно указывает нам на то, что писем о ненадлежащем исполнении предписаний с установлением нового срока быть не должно.
Кроме того, Министерство финансов опубликовало законопроект, которым предлагает ФСФР России наделить правом обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о принудительном исполнении предписаний, требований (запросов).
Руководство ФСФР России предлагает штрафовать за несоблюдение требований к финансовой устойчивости, а также за неисполнение обязательств по договорам на основании жалоб.
1.2. Полномочия органов страхового надзора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Такие полномочия у органов страхового надзора сохранились. По-прежнему проверяться будут:
- наличие согласованных Правил внутреннего контроля,
- реализация содержащихся в них программ,
- соответствие квалификации специального должностного лица требованиям закона,
- обучение сотрудников,
- оперативность взаимодействия с финансовой разведкой.
1.3. Еще одно изменение коснулось организации приема и анализа статистических данных от страховщиков
Федеральной службой по финансовым рынкам разработан проект (от 14.02.2012), согласно которому (начиная с июля 2012 года) отчет по форме № 1-С будет представляться только в центральный аппарат ФСФР в Москве.
1.4. Банкротство финансовых организаций и меры по его предупреждению
В 2010 году законодателем была изменена процедура банкротства финансовых (в том числе страховых) организаций, а также введена такая мера, как предупреждение банкротства финансовых организаций.
Контрольным органом в деле о банкротстве страховых организаций (и в случае применения мер по его предупреждению) является Федеральная служба по финансовым рынкам.
В 2011 году вступили в силу подзаконные акты, регламентирующие порядок действий контрольного органа при применении мер по предупреждению банкротства. К счастью, действующие на территории Приволжского федерального округа страховщики пока не давали повода для применения такой жесткой и решительной меры.
Порядок действий контрольного органа в самой процедуре банкротства находится в стадии разработки.
Теперь органы страхового надзора будут по запросу арбитражных судов представлять кандидатуры арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций, для чего будут сформированы соответствующие списки. Подготовкой документа, регулирующего порядок взаимодействия ФСФР России с арбитражными судами по поводу выбора арбитражных управляющих, занимается Министерство экономического развития.
1.5. Развернувшаяся с начала текущего года ситуация с техосмотром, мягко говоря, огорчает нас
Наиболее хищные страховщики выдают полисы ОСАГО владельцам транспортных средств, не прошедших в установленном порядке процедуру техосмотра. Вместе с тем, талон технического осмотра – это документ, подтверждающий:
- соответствие транспортного средства требованиям безопасности и
- допуск его к участию в дорожном движении.
Следовательно, если талон техосмотра отсутствует либо не соответствует установленной форме, либо срок его действия истек, то закон не признает такое транспортное средство допущенным к участию в дорожном движении. Не осуществляется ли в этом случае страхование противоправных интересов, а именно интересов, связанных с обязанностью лица возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, который не допущен к участию в дорожном движении? Пока это открытый вопрос.
Кроме того, если для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику недействующий талон технического осмотра, либо талон, срок действия которого истекает более чем за шесть месяцев до окончания срока действия заключаемого договора обязательного страхования, то такой договор заключается с нарушением п. 6.1 ст. 15 Закона Об ОСАГО.
Гражданский кодекс гласит, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Этим обеспокоены не только органы страхового надзора, но также органы прокуратуры, антимонопольные органы и органы по надзору в сфере прав потребителей, поскольку в каждом конкретном случае необходимо выяснять:
- являются ли такие страхователи правонарушителями или наоборот, их права и законные интересы страдают от действий страховщиков и операторов техосмотра;
- имеются ли основания для аннулирования аккредитации недобросовестных операторов техосмотра;
- ведет ли такой порядок выдачи полисов ОСАГО к приобретению доминирующего положения отдельными страховщиками.
1.6. Агрострахование с господдержкой
В 2011 году объектом внимания госорганов (Аппарата Президента, Прокуратуры и Счетной Палаты) стало сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. В отношении отдельных организаций проводились совместные (межведомственные) проверки с участием органов страхового надзора. В ходе проведенных проверочных мероприятий установлены «системные случаи необоснованных страховых выплат, а также случаи их необоснованного занижения».
Инспекцией страхового надзора (а впоследствии – Региональным отделением) в течение всего 2011 года выявлялись различные (не только страховые) нарушения в области агрострахования. Собранная информация направлялась по подведомственности в органы прокуратуры. На текущий год также запланированы проверки.
С 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…», в соответствии с которым предполагается расширение господдержки при страховании сельскохозяйственных культур на страхование поголовье животных. По новому закону теперь аграрий будет платить страховщику 50% страховой премии, а оставшиеся 50% будут перечисляться страховщику из федерального бюджета.
Минсельхозом разработан План сельскохозяйственного страхования на 2012 год, в котором определены:
- перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам (группам) сельскохозяйственных культур, страхование которых подлежит господдержке в 2012 году;
- предельные размеры ставок для расчета размера субсидий, дифференцированные по субъектам РФ и объектам сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске.
1.7. Также с 2012 года страхование гражданской ответственности стало обязательным для владельцев опасных объектов.
Перечень таких объектов впечатляет. Он включает:
- объекты, связанные с производством, оборотом и использованием опасных веществ;
- оборудование, работающее под высоким давлением или при высокой температуре;
- объекты, в которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (в том числе грузовые лифты);
- объекты, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых;
- гидротехнические сооружения;
- автозаправочные станции.
С 1 апреля 2012 года владельцев опасных объектов, не застраховавших свою ответственность, будут подвергать административным наказаниям.
Годовой объем рынка оценивается в 32 млрд. руб. Страховщикам хочется пожелать успехов в освоении нового перспективного сектора рынка.
2. Деятельность страховых организаций, действующих на территории Приволжского федерального округа
По состоянию на 10 марта 2012 года на территории Приволжского федерального округа работали 47 региональных страховых организаций, 11 страховых брокеров и 1 ОВС. Кроме того, на территории ПФО заключали договоры 182 федеральных страховщика, из которых 70 имеют в ПФО лишь агентства или представительства. Остальные 112 компаний представлены в округе 677-ю филиалами.
Как видно из диаграммы 1, за последние 6 лет число региональных страховщиков сократилось ровно в два раза с 94 в 2006 г. до 47 в 2012 г. Количество филиалов за прошедший год сократилось почти на сотню. В частности, в связи с отзывом лицензий страховой рынок Приволжского округа покинули 8 филиалов СК «Инногарант», 12 филиалов СК «Ростра» и 16 филиалов СК «Росстрах».
Диаграмма 1. Количество региональных страховщиков и филиалов в ПФО в 2006-2012 гг.
В 2011 году на территории ПФО страховщики России собрали почти на четверть больше страховой премии, чем в прошлом году, получив, таким образом, 197,5 млрд. рублей. Это самый большой рост премий среди федеральных округов в 2011 году. В среднем по России общий рост премий составил 21,3%, в рисковых видах сборы выросли на 18,5%.
Выплаты страховщиков Приволжского округа увеличились на 20% и составили 152,3 млрд. рублей. В рисковых видах выплаты составили 40,3 млрд. руб., увеличившись на 2,4% (в среднем по России – 2%).
По объему собираемой премии Приволжский федеральный округ стабильно занимает второе место после Центрального федерального округа. Доля нашего округа в общероссийской премии составляет 15,6%.
Таблица 1. Премии и выплаты страховщиков на территории ПФО в 2011 г.
|
Премии, млрд. руб.
|
Динамика в сравнении с 2010 г, %
|
Выплаты, млрд. руб.
|
Динамика в сравнении с 2010 г, %
|
Всего
|
197,5
|
+24,9
|
152,3
|
+19,9
|
РВС
|
83,9
|
+21,3
|
40,3
|
+2,4
|
Добровольное страхование
|
65,5
|
+22,5
|
28,8
|
+2,4
|
Жизнь
|
6,3
|
+40,3
|
1,9
|
+34,0
|
Личное
|
15,9
|
+22,6
|
7,37
|
+9,5
|
Имущество
|
40,2
|
+19,9
|
19,05
|
-3,4
|
Ответственность
|
2,1
|
+20,2
|
0,46
|
+103,9
|
Предприн. и фин. риски
|
1,0
|
+33,9
|
0,03
|
-28,0
|
Обязательное страхование
|
132,0
|
+26,1
|
123,5
|
+24,9
|
ОСАГО
|
18,3
|
+17,5
|
11,4
|
+2,7
|
ОМС
|
113,6
|
+27,7
|
112,0
|
+27,8
|
Прочее ОС
|
0,16
|
-3,2
|
0,1
|
-13,7
|
По-прежнему единственным округом, где объем премий в рисковых видах страхования превышает объем обязательного медицинского страхования, является Центральный федеральный округ. В остальных округах, в том числе и в ПФО, картина иная. Так в нашем округе доля ОМС составляет 57,5%.
Диаграмма 2. Структура премий страховщиков на территории ПФО в рисковых видах страхования в 2011 году
* - включая страхование финансовых и предпринимательских рисков
** - совокупность обязательных видов: страхование пассажиров (туристов, экскурсантов), страхование военнослужащих, страхование работников налоговых органов, страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами воздушного судна
В рисковых видах страхования портфель премий на территории ПФО за год в целом практически не изменился. Отметим, что большая часть премий в имущественных видах собирается в каско – 54%.
Тот факт, что страховой рынок оживает хорошими темпами после 2009 года, не может не радовать. Однако мы вынуждены констатировать, что не у всех этот рост является «качественным». Есть компании, которые делают ставку исключительно на традиционно не прибыльные, но приносящие быстрые деньги, виды. Так, из 216 компаний, осуществляющих деятельность на территории ПФО, 30 имеют в портфеле долю каско+ОСАГО более 80%, а у 17 компаний этот показатель больше 90%. Я могу понять страховые организации, исключительно специализирующиеся на автостраховании – они при этом серьезно просчитывают свою тарифную политику. Но в числе этих 17-ти немало тех, кто использует каско и ОСАГО только как средство получения быстрых денег, чтобы выжить сегодня, не задумываясь о дне завтрашнем. Из-за непродуманной стратегии такие компании в итоге либо обанкротятся и распрощаются с лицензией, либо будут куплены другими игроками.
Как следствие непрекращающейся серии слияний, концентрация страховых организаций по объему собранных премий продолжает расти.
Так, в рисковых видах страхования ТОП-20 Приволжского федерального округа собрали 71,3% (59,8 млрд. рублей). За год доля лидеров в РВС увеличилась на 1,2%. За год объем премий, собираемых лидерами страхового рынка округа в рисковых видах, как видно из таблиц, увеличился на 23,3%, тогда как премии остальных компаний – на 16,6%.
Таблица 2. TOП-10 по объему собранных страховых премий в рисковых видах страхования среди федеральных компаний в ПФО в 2011 г., тыс. руб.
№ п/п
|
Наименование
|
ВСЕГО
|
Жизнь
|
Личное
|
Имущество
|
Ответственность
|
ОСАГО
|
1
|
РОСГОССТРАХ
|
18 779 150
|
5 546
|
1 265 091
|
9 193 925
|
608 478
|
7 693 335
|
2
|
СОГАЗ
|
4 020 861
|
0
|
2 287 607
|
1 285 436
|
190 572
|
256 283
|
3
|
ВСК
|
3 740 387
|
0
|
596 113
|
1 993 217
|
143 140
|
1 007 739
|
4
|
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ
|
3 094 178
|
0
|
1 111 627
|
1 475 087
|
157 195
|
332 718
|
5
|
РЕСО-ГАРАНТИЯ
|
3 051 972
|
2 615
|
185 397
|
1 790 391
|
81 659
|
991 593
|
6
|
ИНГОССТРАХ
|
2 691 572
|
0
|
183 836
|
1 659 351
|
47 652
|
800 733
|
7
|
МСК
|
2 520 751
|
0
|
248 412
|
1 295 185
|
66 868
|
910 229
|
8
|
СОГЛАСИЕ
|
2 510 146
|
0
|
247 222
|
1 654 375
|
36 680
|
560 015
|
9
|
УРАЛСИБ
|
2 340 202
|
0
|
357 856
|
1 325 078
|
56 625
|
595 353
|
10
|
ДЖЕНЕРАЛИ ППФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ
|
1 858 271
|
281 673
|
1 576 598
|
0
|
0
|
0
|
Таблица 3. TOП-10 по объему собранных страховых премий в рисковых видах страхования среди региональных компаний в ПФО в 2011 г., тыс. руб.
№ п/п |
Наименование
|
ВСЕГО
|
Жизнь
|
Личное
|
Имущество
|
Ответственность
|
ОСАГО
|
1
|
НАСКО ТАТАРСТАН
|
1 808 301
|
0
|
142 287
|
1 226 304
|
19 901
|
387 568
|
2
|
ЧУЛПАН
|
1 638 024
|
0
|
1 006 237
|
415 666
|
33 102
|
183 019
|
3
|
КОМПАНЬОН
|
1 268 992
|
0
|
380 077
|
782 109
|
5 372
|
101 434
|
4
|
АСКО
|
777 327
|
0
|
119 929
|
311 014
|
14 437
|
331 892
|
5
|
ОБЪЕДИНЕННАЯ СК
|
740 930
|
0
|
23 240
|
468 638
|
14 448
|
234 604
|
6
|
ДИСКОНТ
|
671 599
|
670 585
|
1 014
|
0
|
0
|
0
|
7
|
ПОДДЕРЖКА ГСК
|
660 794
|
0
|
13 783
|
646 768
|
243
|
0
|
8
|
ЧУЛПАН-ЖИЗНЬ
|
593 470
|
592 247
|
1 223
|
0
|
0
|
0
|
9
|
НИК
|
419 872
|
0
|
60 339
|
292 738
|
66 795
|
0
|
10
|
ТАЛИСМАН
|
419 849
|
0
|
2 434
|
385 738
|
1 178
|
30 428
|
Наибольшая степень концентрации, как обычно, наблюдается на рынке страхования жизни – 10 страховых организаций ПФО собрали 91,6% от совокупной премии по жизни. Наименьшая – в страховании имущества, ТОП-10 собрали здесь немногим более половины всей премии.
Наибольший объем полученной страховщиками Приволжского округа премии среди рисковых видов приходится на имущественное страхование. В 2011 году в этом виде было собрано 40,2 млрд. рублей и выплачено 19 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом сборы выросли почти на 20%, а выплаты упали на 3,5%. Для сравнения, в целом по России премии составили 332,7 млрд. рублей и выросли на 19%. Уровень выплат в этом виде составил 47,4%, что несколько выше общероссийского уровня в 44%. В целом показатели страховщиков ПФО в страховании имущества вышли на предкризисный уровень 2008 года.
Диаграмма 3. Динамика страховых премий, выплат и уровня выплат по страхованию имущества в ПФО в 2007-2011 гг.
При этом в Нижегородской, Оренбургской и Ульяновской областях уровень выплат заметно выше среднего по ПФО.
Таблица 4. Коэффициент выплат по страхованию имущества в регионах ПФО по итогам 2011 года.
№ |
Регион
|
Взносы, тыс. руб.
|
Выплаты, тыс. руб.
|
Уровень выплат, %
|
1
|
Кировская область
|
1 143 818
|
440 172
|
38.48%
|
2
|
Нижегородская область
|
5 155 993
|
2 923 602
|
56.70%
|
3
|
Оренбургская область
|
1 919 143
|
1 085 935
|
56.58%
|
4
|
Пензенская область
|
906 577
|
336 277
|
37.09%
|
5
|
Пермский край
|
3 260 664
|
1 676 876
|
51.43%
|
6
|
Республика Башкортостан
|
3 658 377
|
1 577 329
|
43.12%
|
7
|
Республика Марий Эл
|
555 036
|
261 423
|
47.10%
|
8
|
Республика Мордовия
|
982 243
|
460 285
|
46.86%
|
9
|
Республика Татарстан
|
9 671 243
|
3 997 109
|
41.33%
|
10
|
Самарская область
|
5 484 048
|
2 636 507
|
48.08%
|
11
|
Саратовская область
|
2 817 286
|
1 100 194
|
39.05%
|
12
|
Удмуртская Республика
|
1 687 575
|
750 988
|
44.50%
|
13
|
Ульяновская область
|
1 371 910
|
1 005 473
|
73.29%
|
14
|
Чувашская Республика
|
1 574 908
|
797 271
|
50.62%
|
|
Всего по ПФО
|
40 188 821
|
19 049 441
|
47.40%
|
При этом средний уровень выплат в каско составил 62,8%, в сельскохозяйственном страховании – 63,6%.
Вторым по значимости среди рисковых видов в ПФО стоит ОСАГО. Премии здесь составили 18,3 млрд. руб., увеличившись за год на 17,5%. В среднем по России страховщики собрали 103,3 млрд. рублей, что на 12,5% больше показателя 2010 года. Выплаты страховщиков ПФО в ОСАГО выросли гораздо менее значительно – на 2,7%, и составили 11,4 млрд. рублей. Уровень выплат страховщиков ПФО в 2011 году в этом виде стал самым низким за последние 5 лет и составил 62,2%, тем не менее, он почти на 8% больше общероссийского показателя. Такое падение уровня выплат произошло, на наш взгляд, исключительно благодаря повышению региональных коэффициентов.
Диаграмма 4. Динамика страховых премий, выплат и уровня выплат по ОСАГО в ПФО в 2007-2011 гг.
Критический уровень выплат, причем на протяжении нескольких последних лет, наблюдается в Пензенской области. А страховщики Ульяновской области и вовсе работают себе в убыток – премии за вычетом расходов на ведение дела не перекрывают выплаты страхователям.
Таблица 5. Коэффициент выплат по ОСАГО в регионах ПФО по итогам 2011 года
№ |
Регион
|
Взносы, тыс. руб.
|
Выплаты, тыс. руб.
|
Уровень выплат, %
|
1
|
Кировская область
|
714 498
|
418 916
|
58.63%
|
2
|
Нижегородская область
|
2 359 969
|
1 453 645
|
61.60%
|
3
|
Оренбургская область
|
1 129 940
|
731 549
|
64.74%
|
4
|
Пензенская область
|
615 370
|
426 694
|
69.34%
|
5
|
Пермский край
|
1 762 050
|
899 485
|
51.05%
|
6
|
Республика Башкортостан
|
2 402 811
|
1 474 702
|
61.37%
|
7
|
Республика Марий Эл
|
259 797
|
154 573
|
59.50%
|
8
|
Республика Мордовия
|
325 514
|
219 939
|
67.57%
|
9
|
Республика Татарстан
|
2 957 898
|
1 986 533
|
67.16%
|
10
|
Самарская область
|
2 474 535
|
1 436 238
|
58.04%
|
11
|
Саратовская область
|
1 323 915
|
731 005
|
55.22%
|
12
|
Удмуртская Республика
|
772 228
|
492 289
|
63.75%
|
13
|
Ульяновская область
|
634 808
|
604 419
|
95.21%
|
14
|
Чувашская Республика
|
541 260
|
332 381
|
61.41%
|
|
Всего по ПФО
|
18 274 593
|
11 362 368
|
62.18%
|
3. Статистика надзорной деятельности
3.1. Выездные плановые проверки, проведенные в 2011 году
В минувшем году нами были проведены 23 выездные плановые проверки. Выявлялись следующие наиболее типичные нарушения страхового законодательства:
- применение экономически необоснованных страховых тарифов, ставящих под угрозу финансовую устойчивость и платежеспособность страховщика;
- формирование страховых резервов по незаключенным и недействительным договорам;
- несоблюдение установленных сроков при рассмотрении заявлений страхователей (потерпевших) о страховых выплатах;
- применение неверных и необоснованных тарифов по договорам ОСАГО.
По результатам проверок было выдано 31 предписание об устранении нарушений действующего законодательства, из них 20 по добровольным видам страхования и 11 по ОСАГО.
Все проверки, проведенные в 2011 году, включали и соблюдение «Сто пятнадцатого» закона – «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма». Наиболее распространенными нарушениями в этой сфере были:
- несоответствие Правил внутреннего контроля действующему на момент проверки законодательству (законодательство в этой сфере изменяется весьма динамично, и страховщики не успевают достаточно оперативно корректировать свои документы);
- клиенты страховых организаций не идентифицируются должным образом (например, в результате того, что бланки страховых полисов не содержат полей для предусмотренных законом сведений о страхователях и выгодоприобретателях);
- обучение сотрудников проводится в недостаточном объеме и также не успевает за законом и подзаконными актами;
- сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, не представляются в Росфинмониторинг или представляются с нарушением сроков.
По итогам проверок было оформлено 55 протоколов об административных правонарушениях, из них по 34 делам об АПН было наложено штрафов на сумму – 1 120 000 руб., по 6 делам об АПН была применена санкция в виде предупреждения и 15 дел были направлены по подведомственности в иные региональные отделения Службы.
Таблица 6. Статистика работы РО ФСФР в 2011 году
№ |
Показатель
|
Значение
|
1
|
Проведено проверок страховых организаций, всего:
|
23
|
2
|
Составлено протоколов об АПН (115-ФЗ)
|
55
|
наложено штрафов
|
34
|
санкции в виде предупреждений
|
6
|
направлено по подведомственности в иные РО ФСФР
|
15
|
3
|
Дано предписаний
|
510
|
4
|
Направлено в ФСФР заключений для применения санкций к страховым организациям
|
20
|
5
|
Количество страховых организаций, в отношении которых выявлены нарушения, установленные КоАП РФ
|
14
|
|
ст. 19.5 КоАП
|
1
|
|
ст. 19.7.3 КоАП
|
13
|
Диаграмма 5. Структура обращений граждан в части страхового надзора в РО ФСФР в 2011 году
3.2. Производство, связанное с обращением граждан в территориальный орган страхового надзора в Приволжском федеральном округе
Большинство жалоб, поступивших к нам в 2011 г., связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиками своих страховых обязательств перед клиентами. Чаще всего причиной обращения в орган страхового надзора является длительность рассмотрения заявления о страховой выплате страховщиком, как по добровольному страхованию, так и по ОСАГО.
За 2011 год нами было рассмотрено 3 114 жалоб на действия страховых организаций. 78% от этого числа как раз и были жалобы на задержки в осуществлении страховых выплат. Конечно, имеют место задержки в страховых выплатах и по обоснованным причинам. Но в большинстве случаев, страховщики осознанно нарушают действующее страховое законодательство.
Большинство страховщиков (80%) производят выплату после получения запроса от органов страхового надзора, тем самым признавая, что они произвели выплату с нарушением страхового законодательства. Выявлялись нарушения страхового законодательства в части неуплаты потерпевшим неустойки (в 2011 году такое нарушение встречается реже).
Хотелось бы также уделить внимание наличию жалоб, связанных с непредоставлением акта о страховом случае с приложением заключения независимой экспертизы, и акта осмотра поврежденного имущества по договорам ОСАГО, либо страховщиком выдается только акт о страховом событии, что противоречит действующему законодательству.
В последнее время часто встречаются обращения страхователей о том, что страховые организации, с которыми заключен договор ОСАГО, отказываются принимать заявления по прямому возмещению убытков и просят обращаться своих клиентов в страховые организации виновников ДТП, приводя различные обстоятельства, препятствующие принятию заявления (если сравнивать 2010 год с 2011 годом, то в 2011 году число таких обращений увеличилось на 10%).
Также можно отметить жалобы связанные с несогласием страхователя по добровольным видам страхования, а также потерпевших по ОСАГО с начисленными или выплаченными суммами страхового возмещения (за 2011 год – 334 обращения, из них ОСАГО – 131, добровольное страхование – 203). Страховщики часто уменьшают сумму выплат, необходимую для восстановления поврежденного имущества, забывая о том, что законодательством не предусмотрено уменьшение суммы страхового возмещения при отсутствии оснований для этого. Также страховщики не включают в состав убытков стоимость независимой экспертизы, не извещают потерпевших о частичном отказе в страховой выплате, что является основанием для выдачи предписаний.
Значительной части споров по поводу размеров страховых выплат позволят избежать Правила независимой технической экспертизы, подготовленные Минтрансом. До сих пор каждая артель по-своему производила калькуляцию, отсюда зачастую возникали жалобы.
Среди общего числа обращений выделяются жалобы, связанные с нарушением страхового законодательства в виде неправомерного отказа в выплате по всем видам страхования (за 2011 год – 330, из них ОСАГО – 156, добровольное страхование - 203) Надо отметить, что Страховщики очень широко используют возможность отказа в страховой выплате в своих Правилах страхования как путем введения условий, превращающих страховой случай в событие, не являющееся таковым, так и путем введения дополнительных оснований для освобождения страховщика от страховой выплаты. Чаще это граничит с полным пренебрежением нормами страхового законодательства.
Что касается отказов по ОСАГО, то в последнее время участились отказы по причине того, что виновник (страхователь) не представил страховщику свое транспортное средство для осмотра, что также противоречит законодательству и на основании этого страховщикам выдается предписание.
Предлагается повысить порог ущерба, позволяющий оформлять документы о ДТП без участия сотрудников полиции, с 25 тыс. руб. до 50 тыс.руб. (в соответствии с законопроектом) и даже до 75 тыс.руб. (по предложению Путина). Обсуждается также идея о создании гарантийных фондов по каско на базе РСА.
Хотелось бы отметить, что в 2011 году примерно половина предписаний были выданы в случаях установления факта представления субъектами страхового дела документов, содержавших недостоверную или неполную информацию, а также в связи с непредставлением в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора.
Таблица 7. Предписания в части страхового надзора в 2011 году
Основание |
Количество
|
Всего
|
510
|
Непредставление ответов на запросы
|
241
|
Представление неполной и/или недостоверной информации
|
92
|
Нарушения в отчетности
|
69
|
Нарушения требований финансовой устойчивости и платежеспособности
|
5
|
Нарушения условий выданной лицензии
|
1
|
Нарушения, выявленные в результате проверок
|
25
|
Нарушения, выявленные при рассмотрении обращений
|
77
|
Еще раз обращаем внимание страховщиков на размеры штрафов, которые будут неминуемо накладываться на нарушителей.
3.3. Вызывает озабоченность множество жалоб по поводу навязывания страховщиками своих услуг
Есть такие организации, которые распространяют свои полисы среди граждан «сравнительно честными способами»:
- в виде медицинских «монополисов» (якобы предоставляющих право застрахованным на получение медицинских услуг в течение нескольких месяцев, а в действительности не используемых ими более одного раза) с таким расчетом, чтобы уплаченная «страховая сумма» превышала стоимость уже известной медицинской услуги;
- в виде полисов-квитанций, вручаемых вместе с билетами на проезд в транспорте.
Коллективное или массовое (если говорить об имущественных видах) страхование без ведома застрахованных (а иногда даже и страхователей) осуществляется:
- при активной помощи товариществ собственников жилья или управляющих компаний;
- при заключении гражданами кредитных договоров с банками.
Последний способ может быть узаконен в соответствии с законопроектом Минфина, который предлагает разрешить юрлицам (включая банки) выступать страховыми агентами, но обязать их и страховщиков сообщать клиентам размер комиссии.
3.4. Предписания об устранении нарушений законодательства – первая мера страхового надзора
За 2011 год было выдано в общей сложности 510 предписаний об устранении нарушений действующего страхового законодательства. Из них почти половина – за непредставление ответов на запросы и пятая часть – за представление неполной или недостоверной информации.
Обращаем особое внимание на тот факт, что из 510 предписаний только 35 выданы в отношении субъектов страхового дела, зарегистрированных в ПФО, и 475 – в отношении субъектов, зарегистрированных в иных регионах.
3.5. Крайние меры страхового надзора
По подготовленным нами заключениям в 2011 году приостанавливалось действие лицензий компаний «Росагрострах» (впоследствии возобновлена) и «Регион-Поддержка» (впоследствии возобновлена).
Названным организациям удалось вовремя устранить нарушения, послужившие основанием для приостановления действия их лицензий.
С подачи РО ФСФР России в ЮВР в 2011 году были отозваны лицензии у следующих организаций «Инногарант», «Гармед» и «Энергетическая страховая компания». В связи с добровольным отказом от деятельности была отозвана лицензия у организации «Оберон».
В 2012 году отозвана лицензия «Атомной медицинской страховой компании» и приостановлено действия «ЭЛКОСа». На рассмотрении в Москве находятся заключения о действии лицензий организаций «Диалог» и «Такафул».
4. Контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью
Таблица 8. Показатели финансовой устойчивости страховщиков, которые оценивают специалисты РО ФСФР
Показатель |
Кол-во компаний ПФО с экстремальными показателями
|
Общая платежеспособность
|
6 (12,8%)
|
Достаточность страховых резервов
|
2 (4,3%)
|
Ликвидность
|
11 (23,4%)
|
Зависимость от перестраховочного рынка
|
2 (4,3%)
|
Инвестиционная деятельность
|
10 (21,3%)
|
Рентабельность капитала
|
11 (23,4%)
|
Финансово-хозяйственная деятельность
|
13 (27,7%)
|
Рентабельность страховой и финансово-хозяйственной деятельности
|
9 (19,1%)
|
4.1. Проверки бухгалтерской отчетности
В течение 2011 г. Инспекцией (Региональным отделением) принято и рассмотрено 125 бухгалтерских отчетов (50 годовых и 75 промежуточных). Проводилась проверка на предмет правильности составления отчетности и достоверности информации отраженной в ней. Следует отметить, что годовая бухгалтерская отчетность за 2010 год и промежуточная отчетность за 2011 г. представлена с меньшим количеством ошибок, чем отчетность за предыдущие периоды, так за ошибки в бухгалтерских отчетах в 2011 г. выдано 8 предписаний, тогда как в 2010 г. – 14. Однако в ходе проверки бухгалтерских отчетов было выявлено, что некоторые страховые организации показывали в размещение страховых резервов и собственных средств:
- депозиты (вклады) в банках с отозванными лицензиями;
- ценные бумаги, рейтинг которых в ходе проверки не подтверждался;
- просроченную дебиторскую задолженность.
Таким образом, представляли недостоверную информацию об активах, принимаемых в покрытие страховых резервах и собственных средств.
Для выявления страховщиков, нарушивших требования к финансовой устойчивости и платежеспособности, и принятие к ним мер проводится анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций.
При помощи специальной программы по данным годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора, формируются списки неблагополучных в плане финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, в которые направляются предписания, с указанием конкретных нарушений, допущенных страховой организацией, и устанавливаются сроки устранения этих нарушений.
В течение 2011 г. было выдано 11 предписаний за нарушения требований законодательства, предъявляемых к обеспечению финансовой устойчивости, в том числе:
- 6 предписаний за нарушение Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, приказ № 149н;
- 5 предписаний за нарушение Правил размещения страховщиками средств страховых резервов, приказ № 100н.
Страховые организации, которым выданы указанные предписания находятся на контроле в Инспекции до момента исполнения предписания в срок, либо в случае неисполнения, либо ухудшения показателей направляется заключение в ФССН на применения санкций к страховой организации.
В 2011 г. направлено заключений на применение санкций к трем страховым организациям, у двух страховых организаций отозваны лицензии на осуществление страховой деятельности в связи с неисполнение требований, предъявляемых к финансовой устойчивости и платежеспособности.
4.2. Зона риска для страховых организаций
Для выявления страховых организаций, которые находятся в зоне риска, проводится анализ годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, который включает себя оценку ряда показателей, характеризующих финансовое положение страховой организации. В страховую организацию, попавшую в зону риска, то есть имеющую настораживающие показатели направляется запрос с требованием представить расшифровку указанных показателей, сведения о причинах их возникновения и план мероприятий по их сокращению с приложением подтверждающих документов. В 2011 г. было направлено таких запросов 16, то есть 16 компаний находятся под особым контролем.
Также на основании данных годовой бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора за 2010 год промежуточной отчетности за 2011 г., для всех компаний, зарегистрированных на территории ПФО, были рассчитаны восемь групп показателей, в каждую группу показателей вошли коэффициенты, отражающие влияние отдельного фактора на финансовую устойчивость страховой компании.
Рассмотрим каждую группу показателей отдельно.
4.2.1. Показатели общей платежеспособности.
Данная группа показателей характеризует достаточность капитала (собственных средств и страховых резервов) страховщика для обеспечения обязательств страховой организации. По этой группе показателей 6 страховых компаний имели показатели, которые ниже нормативных.
4.2.2. Показатели достаточности страховых резервов.
Под достаточностью страховых резервов понимается адекватность их структуры и размеров принятым страховщиком обязательствам по договорам страхования. Очень интересен в этом плане такой показатель как «Уровень покрытия резерва заявленных, но неурегулированных убытков денежными средствами». Резерв заявленных, но неурегулированных убытков напрямую связан с будущими выплатами и дает самую точную оценку потенциальных обязательств и должен быть на 100% покрыт самыми ликвидными активами – денежными средствами. Однако излишнее накопление денежных средств может свидетельствовать как о неэффективном бюджете движения денежных средств и накопления неработающих денег, так и отсутствии их и аккумулировании их на расчетном счете только на отчетную дату.
Денежные средства находятся в избытке у 73% СО по ПФО (по состоянию на 31.12.2010) и у 83% СО по ПФО (по состоянию на 30.06.2011). У 2 страховых организаций значительно не хватает денежных средств для покрытия заявленных убытков.
4.2.3. Показатели ликвидности
Под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. Были рассчитаны такие показатели как: Общая ликвидность баланса (коэффициент покрытия), ликвидность денежных средств, текущая ликвидность, доля кредиторской задолженности. Показатели по этой группе ниже нормативного у 11 страховых организаций, или 22%.
4.2.4. Показатели зависимости от перестраховочного рынка
Такие показатели позволяют оценить зависимость страховой компании от перестраховщиков в разрезе страховых премий, страховых выплат и страховых резервов.В Приволжском федеральном округе в 1 полугодии 2011 г. более 10% страховых премий передано в перестрахование лишь у 10 страховых организаций (или у 20,5% от общего числа компаний), а доля страховых выплат, покрытых за счет перестраховщика больше 10% от всех выплат – у 9 страховых организаций.
В 2010 г. более 10% страховых премий передано в перестрахование у 12 страховых организаций (или у 25% от общего числа компаний), а доля страховых выплат, покрытых за счет перестраховщика больше 10% от всех выплат – у 11 страховых организаций.
Таким образом, большая часть страховых организаций не использует перестраховочную защиту, как инструмент для снижения убыточности по договорам страхования, а некоторые используют ее как инструмент для обналичивания денежных средств через операции перестрахования. 2 страховые организации передают в перестрахование около 90% страховой премии, в связи с чем находятся в большой зависимости от перестраховщиков.
4.2.5. Показатели инвестиционной деятельности
Инвестиционный доход – дополнительный источник дохода страховщика, кроме дохода от проведения страховых операций. От эффективности и надежности размещения временно свободных средств зависит не только доход страховщика, но и его платежеспособность, то есть возможность выплаты по всем своим обязательствам. По этой группе показателей в черном списке оказались 10 страховых организаций (более 20%).
4.2.6. Показатель рентабельности капитала
Такой показатель характеризует прибыльность страховой компании при инвестировании за счет уставного и резервного капитала.
По состоянию на 31.12.2010 9 страховых организаций, или 18% неэффективно инвестируют собственные средства (уставный и резервный капиталы).
Однако по состоянию на 30.06.2011 уже 47,9% страховых организаций неэффективно инвестируют собственные средства (прибыльность ниже 2,75%).
4.2.7. Показатели финансово-хозяйственной деятельности
Рассматриваемая группа общих показателей финансового состояния страховой организации характеризует макроэкономическую ситуацию.
При сокращении объема сбора страховых премий, которое происходит в период кризиса (исходя из рассчитанного показателя изменения объема сбора страховой премии за отчетный период почти у половины страховых компаний по ПФО наблюдается спад), затраты на единицу начинают расти, поэтому необходимо принимать меры по их оптимизации, которые не всегда тождественны с абсолютным сокращением объемов затрат.
Управленческие расходы являются постоянными издержками и не зависят от объемов деятельности организации, страховая организация продолжает их нести даже при нулевом сборе страховой премии, однако их все-таки стоит уменьшать (например, арендуя более недорогой офис, оптимизируя оплату труда административно-управленческого персонала и его численность и т.д.). У 4 страховых организаций управленческие расходы выросли значительно.
Доля управленческих расходов в начисленной страховой премии по состоянию на 30.06.2011 у 13 страховых организаций (26,5%) превышает 30%.
Стоит отметить, что у 2 страховых организаций этот показатель более 100%.
Переменные издержки (к ним как раз относятся расходы по ведению дела) непосредственно связаны с объемом сбора страховых премий. В отношении этого вида издержек важнейшие элементы затрат, которые должны подвергнуться тщательному анализу, – это затраты на оплату труда (работников, непосредственно связанных с заключением и ведением договоров страхования), материальные затраты и затраты по урегулированию убытков.
Однако стоит отметить, что каждый вид страхования имеет собственные затратные характеристики, и структура страхового портфеля определяет возможности предприятия в снижении издержек. Однако рост расходов на ведение дела заметно опережает рост страховых премий у 10 страховых операций или 20%. У 3 страховых организаций расходы на ведение дела превышают 30% (средняя нагрузка к тарифной ставке), что может свидетельствовать о скрытой выплате комиссионного вознаграждения).
Прочая дебиторская задолженность. Рост прочей дебиторской задолженности или значительная ее доля в активах может свидетельствовать о недостатке активов у страховой организации и привлечении на отчетную дату разрешенных активов. У 6 страховых организаций этот показатель превышает нормативный.
4.2.8. Рентабельность страховой и финансово-хозяйственной деятельности
Эффективность страховой деятельности зависит от обоснованности применяемых страховых тарифов, однако рынок часто не позволяет использовать те тарифы, которые обеспечивали бы с заданной надежностью положительный технический результат по конкретному виду страхования, поэтому зачастую страховщики занижают тарифы. Неквалифицированный подход к оценке стоимости страхового продукта может привести к отрицательным результатам операций страхования, а неэффективная деятельность – это первый шаг к нарушению платежеспособности и финансовой устойчивости.
Не меньший вклад в формирования доходов страховой организации вносят доходы от инвестиций, сбалансированный инвестиционный портфель способен приносить постоянный доход.
По состоянию на 30.06.2011 у 9 страховых организаций (18,4%) по ПФО этот показатель имеет нулевое либо отрицательное значение, то есть чистая прибыль у этих организаций либо нулевая, либо они в первом полугодии 2011 года работали в убыток.
Изменение объема сбора страховой премии за отчетный год и изменение размера страховых резервов за отчетный период рассматривались в сравнении.
Отметим, что при увеличении объема сбора страховой премии пропорционально должны изменяться и страховые резервы. В 2010 году и в первом полугодии 2011 года около 19% СО по ПФО страховые резервы занизили. Занижение страховых резервов является нарушением законодательства и можно предположить, что неверный расчет произведен для того, чтобы обеспечить необходимый размер маржи платежеспособности.
Согласно Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков являются экономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, собственные средства и перестрахование.
Так, в апреле 2010 года в рамках изменений к Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» было зафиксировано увеличение требования к минимальному уставному капиталу страховщиков с 01.01.2012.
В течение 2011 г. страховые организации приняли все меры для того чтобы остаться на страховом рынке. С целью мониторинга процесса увеличения уставного капитала в страховые организации было направлено 34 запроса. Размер совокупного уставного капитала всех страховщиков по Приволжскому округу по состоянию на 31.12.2010 составлял 7,245 млрд. руб., а количество компаний -50. В течение 2011 г. уставный капитал увеличился на 2, 126 млрд. руб., или 29,3% и составил по состоянию на конец 31.12.2011 9,371 млрд. руб., количество страховых организаций уменьшилось на 9, или на 18% («Волга», «ЖАСО», «Магистраль», «Медпрана-Люкс», «Скиф-Инком», «СОПО РТ», «Содействие», «Такафул», «Диалог»).
Хочется заметить, что статистика финансового состояния, приведенная выше, касается только региональных страховых организаций ПФО. Т.е. тех, финансовая отчетность которых у нас есть в полном объеме.
Хотелось бы предупредить от эйфории представителей компаний из иных регионов. Дела в Ваших страховых организациях также далеко не блестящи. Их анализируют Региональное отделение ФСФР России по Центральному федеральному округу и Центральный аппарат ФСФР России.
И, к примеру, инвестиционный доход одной из первой десятки федеральных компаний примерно равен инвестиционному доходу средней компании по ПФО. А вот это уже настораживает!
***
Обобщая сказанное, необходимо отметить, что в 2011 году страховой рынок России показал положительную динамику. И на фоне других региональных рынков страховой рынок Приволжского федерального округа выглядит весьма достойно. Тревожит, однако, факт, что расходы на ведение дела растут быстрее сборов.
По оценке Standard & Poor’s лишь 70% страховщиков в России занимаются страхованием. Остальные либо вообще не занимаются страхованием, либо работают со схемами, имеющими мало общего с традиционным страховым бизнесом. Рентабельность реальных страховых компаний крайне низка. Это обусловлено, прежде всего, высоким (до 40% и более) агентским вознаграждением.
Страхование привлекает не только законопослушных финансистов. По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, за 2011 год с помощью механизмов страхования ушли в оффшоры 15 млрд. руб. из общей суммы 171 млрд. руб.
Женевский протокол, определяющий условия вступления России в ВТО, предусматривает сохранение 50%-ной квоты иностранного участия в совокупном капитале российских страховщиков и допуск в Россию прямых филиалов иностранных страховых компаний (через длительный переходный период). Здесь существует поле для надзорной деятельности.
Минфин выдвигает свои предложения по стимулированию страхового рынка. Они направлены на обеспечение интересов как страхователей, так и страховщиков.
В интересах страхователей предлагаются меры:
- по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков (новые обязательные нормативы, регулирование актуарной, аудиторской деятельности),
- по раскрытию информации при заключении договоров страхования,
- по облегчению урегулирования споров (ввести институт страхового омбудсмена для досудебного урегулирования споров),
- по введению административной ответственности за неисполнение договорных обязательств.
Страховщикам обещается:
- упрощение процедуры лицензирования для новых видов страхования и согласования правил страхования,
- облегчение налогового бремени, законодательного обеспечения электронных продаж.