Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Обязательное страхование, Выплаты, Регулирование, Тарифы, Автострахование
Полис ОСАГО – новое качество и новая цена
Порватов Михаил Николаевич
Начальник управления методологии страхования Российского Союза Автостраховщиков (РСА)
страхование сегодняКак можно прокомментировать вступление в силу новых тарифов по ОСАГО? Как подорожание полиса скажется на интересах рядовых автовладельцев?

Федеральный Закон № 223-ФЗ от 21.07.2014 г. внес масштабные изменения в закон по ОСАГО № 40-ФЗ, включая увеличение страховых сумм в части вреда, причиненного имуществу потерпевшего (которое прошло в октябре 2014 г. с соответствующим повышением тарифа) и расширение покрытия по жизни и здоровью (которое вступило в силу с 1 апреля 2015 г). Существенно увеличена сумма – со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего.

Раньше средняя выплата по жизни и здоровью составляла 30-35 тысяч рублей, и доля таких выплат составляла менее 1 % от общего количества убытков по ОСАГО. Сейчас процедура получения выплат значительно упростится. До повышения лимитов в случае смерти выплату в размере 135 тысяч рублей получали только иждивенцы потерпевшего, то сейчас к ним добавляются ближайшие родственники (супруги, дети, родители), и фиксированная сумма составит 475 тысяч рублей (25 тысяч – это лимит расходов на погребение). За счет расширения круга выгодоприобретателей выплаты страховщиков существенно увеличатся.

В случае причинения вреда здоровью раньше возмещение выплачивалось в рамках 59-й главы Гражданского Кодекса (ст.1085) за дополнительно, сверх ОМС, понесенные расходы на лечение, приобретение лекарств и уход, подтвержденные оплаченными чеками, квитанциями и прочими документами. Сейчас будут осуществляться фиксированные выплаты по таблицам, утвержденным постановлением Правительства, независимо от понесенных расходов. Однако в случае, если понесенные расходы превысят фиксированную сумму по таблице, потерпевший вправе требовать доплату со страховщика.

В связи с этими новациями повысится стоимость полиса ОСАГО. Базовый тариф для легковых автомобилей физических лиц повышен на 40 %, тарифный коридор расширен с 5 % до 20 %.

Однако, в абсолютных величинах повышение не является ощутимым. Например, по автомобилю мощностью 100-120 лошадиных сил для водителя старше 22 лет со стажем более 10 лет в Москве стоимость полиса составит 6589,4 руб., при условии, что за последние 10 лет у него был один убыток (по статистике, водитель бывает виновником ДТП, в среднем, раз в 10 лет). В Самаре (где коэффициент территории равен уже не 2, как в Москве, а 1,6) при аналогичных условиях полис будет стоить 5271,6 руб. Увеличение, по сравнению с предшествующими тарифами составит, в среднем, чуть более полутора тысяч рублей. В абсолютных величинах это совсем не экстремальный рост страхового взноса.

В ряде случаев тариф не увеличивается, а снижается. Уменьшен базовый тариф по легковым автомобилям юридических лиц и мототранспорту. Скорректированы территориальные коэффициенты: в некоторых они повышены, но в некоторых и снижены.

Когда в 2003 году вводилось ОСАГО, не было достаточной статистики, чтобы точно определить экономически обоснованные тарифные коэффициенты, но за более чем 10 лет такая статистика страховщиками накоплена, и по ней четко видно, какие коэффициенты оказались переоценены, а какие недооценены. Более чем в 30 субъектах Российской Федерации ОСАГО в последние годы было убыточным бизнесом, и как следствие, появились серьезные проблемы с покупкой полисов, поэтому был необходим пересмотр не только базового тарифа (который до октября 2014 года не менялся ни разу), но и территориальных коэффициентов. К сожалению, в итоге за время кризиса системы крупные, надежные страховщики стали отказываться от ОСАГО из-за его убыточности.

Полагаем, что принятое ЦБ решение по территориальным коэффициентам – это только первый шаг, и будет и дальнейшая переоценка поправочных коэффициентов. Практически во всех субъектах Федерации коэффициенты следовало бы рассчитывать индивидуально.

РСА ведет ежедневный мониторинг ситуации в регионах, но пока о больших позитивных изменениях говорить рано. Как и в предыдущих случаях введения каких-то новаций (введения ОСАГО, изменения системы техосмотра) мы видим всплеск обращений в страховые компании, в данном случае – чтобы купить полис на будущий период по старым тарифам. Например, действие ОСАГО заканчивается только в июле, но человек, услышав, что тариф повышается с 12 апреля, пытается застраховаться 10 апреля. Поэтому динамика этого периода – не показательна, надо смотреть данные, начиная с 12 апреля, когда уже никакого ажиотажного спроса не будет.

Что касается страхования ведомственного транспорта бюджетных организаций, здесь возникает определенное противоречие между требованиями законодательства о государственных контрактах и законом по ОСАГО. РСА подготовил предложения по изменению закона об ОСАГО, в том числе в этой части. По практике госконтракт заключается 1 раз в год, а полисы выдаются по мере истечения срока действия предыдущих полисов в течение этого года, по тем тарифам, которые действуют на дату заключения договора. Чтобы не получалось, что госконтракт заключен по одним тарифам, а договоры страхования – по другим, мы предложили внести изменения, позволяющие рассчитывать премию по ценам, действующим на момент подачи заявки по госконтракту, то есть по старым тарифам. Если будут услышаны наши предложения и внесены изменения в закон об ОСАГО, противоречие будет устранено. Но с учетом того, что базовая ставка по юрлицам понизилась, масштаб этой проблемы, на самом деле, не так велик.

Мы рассчитываем, что увеличение тарифа и расширение тарифного коридора позволит достигнуть двух целей. Первая – это выравнивание убыточности ОСАГО как по виду в целом, а также по регионам. Вторая – мы надеемся, что расширение тарифного коридора увеличит конкуренцию. Те компании, у которых меньше расходы на ведение дела, будут действовать ближе к нижней границе коридора, а те, у кого высокие издержки и агентские комиссии – ближе к верхней, в результате ценовая конкуренция усилится. Тогда в среднесрочной перспективе мы будем готовы к переходу на свободный тариф по ОСАГО.

Есть опасность появления, в связи с удорожанием ОСАГО, дополнительного спроса на нелегальные полисы. В связи с этим могу только напомнить, что использование поддельного полиса означает отсутствие договора обязательного страхования со всеми административными и экономическими последствиями для автовладельца. Он не вправе рассчитывать ни на какую компенсацию, если станет виновником ДТП. А чтобы исключить продажу поддельного полиса недобросовестным посредником, имеет смысл проверять его полномочия и принадлежность бланка данной страховой компании.

Когда дорожает какой-то товар или услуга, недовольство потребителя было бы логично, если бы речь шла о том, что нужно платить больше за ту же самую услугу. Но в данном случае, это уже не та же самая услуга, а полис, по которому люди получат большее возмещение, где будут реальные компенсации вреда жизни и здоровью, где не будет проблем с покупкой ОСАГО на местах. Мы уже видим на примере увеличения лимитов по «железу»: за период с октября 2014 по февраль 2015 года средняя выплата по ОСАГО уже выросла с 31 тыс.руб. до 38 тыс.руб., и по прогнозам еще вырастет до 50 тыс.руб.

Мы надеемся, что с принятием изменений те негативные тенденции, которые наблюдались на рынке ОСАГО последние 2 года, уйдут в прошлое, и качество услуг по ОСАГО существенно увеличится.


30 апреля 2015 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Обязательное страхование, Выплаты, Регулирование, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.50 (голосовало: 2 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: