Новые тарифы улучшат ситуацию в ОСАГО
Чистюхин Владимир Викторович
Заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
|
Какие результаты для оздоровления рынка дало повышение тарифов по ОСАГО, позволило ли оно стабилизировать систему?
Окончательные выводы делать пока рано. В первом квартале 2015 года в Службу по защите прав потребителей Банка России поступило чуть меньше 13 тысяч жалоб и обращений граждан, из них около 7 тысяч – это жалобы на страховщиков по ОСАГО. Конец 2014 года, когда рынок работал уже после первого повышения тарифов, показал, что никакого успокоения оно на этот рынок не принесло, ситуация продолжала оставаться напряженной.
Новое повышение было фактически двойное: с 1 апреля пересмотрены региональные коэффициенты и с 12 апреля повышен базовый тариф. С нашей точки зрения, в перспективе это решение должно стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО. Однако в период с 1 по 12 апреля мы наблюдали серьезное напряжение на рынке: автовладельцы по возможности пытались купить новый полис ОСАГО с уже повышенными лимитами (а где-то и с понизившимися территориальными коэффициентами), но по прежней цене. Это логичное желание, наверное, любой потребитель, если бы была такая возможность, действовал бы точно так же.
Это был достаточно тяжелый период, что подтверждается существенным ростом жалоб по ОСАГО. Несмотря на то, что страховые компании начали возвращаться в центральные точки регионов и разворачивать свою деятельность, к такому ажиотажу они оказались не готовы. Это не очень хорошо, потому что, с нашей точки зрения, при любом развитии ситуации качество услуг, которые оказывают страховые компании потребителю, должно быть высоким.
После 12 апреля число жалоб резко упало, и страховые компании, находящиеся на ежедневном мониторинге (то есть крупнейшие игроки) все время показывают положительную динамику. Мы видим увеличение количества офисов и улучшение качества продаж, в первую очередь, отсутствие очередей и записи.
А вот навязывание дополнительных услуг к ОСАГО – это та проблема, которую пока удается решить с трудом. Здесь главная проблема в том, что очень сложно разделить кросс-продажи и навязывание услуг, это - вопрос доказывания. И даже когда граждане жалуются в ЦБ, и даже предоставляют аудио- и видеозапись, все равно очень трудно сделать точный вывод. Этот вопрос еще нужно будет решить.
Тем не менее, с нашей точки зрения, апрельское повышение тарифов должно серьезно изменить ситуацию на рынке ОСАГО. Мы считаем, что в настоящее время у страховых компаний нет аргументов для того, чтобы не продавать полисы ОСАГО, устраивать очереди и заниматься навязыванием услуг. Банк России имеет сегодня все возможности, чтобы отслеживать такие действия, проводить проверки и при необходимости применять к страховщикам меры надзорного характера.