Итоги первого квартала – страхование жизни растет все медленнее
Зарецкий Александр Михайлович
Президент АО «МетЛайф», президент Ассоциации Страховщиков Жизни (АСЖ), вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
|
Как можно оценить состояние рынка страхования жизни по итогам работы в 1 квартале 2015 года? Какие проблемы сейчас для него наиболее актуальны?
По статистике АСЖ (проанализированы данные 21 компании, суммарно представляющих более 95% рынка страхования жизни), общий объем собранной страховой премии за 1 квартал 2015 года достиг 24,5 млрд. рублей, в том числе по страхованию жизни – 22,2 млрд. рублей и по иным видам личного страхования 2,3 млрд. рублей. Общий прирост к аналогичному периоду прошлого года составил 6,9%, при этом страхование жизни выросло на 9,8%.
Доля кредитного страхования продолжает снижаться в связи с макроэкономической ситуацией и падением объемов кредитования. Мы ожидаем, что в ближайшие периоды она составит 30-40 %. Рост рынка достигнут, главным образом, за счет долгосрочного страхования жизни, в том числе с инвестиционной составляющей.
Снижение доли кредитного страхования имеет разнонаправленные последствия. На примере нашей компании «МетЛайф» я вижу: так как пик кредитного страхования пришелся на 2013 и частично 2014 год, сейчас естественным образом должны настигать выплаты. Тот всплеск выплат по рынку в целом, который мы наблюдали в 1 квартале 2015 года (5,4 млрд. рублей за три месяца, что на 104,9% больше чем в аналогичном периоде 2014 года) – это также выплаты по договорам, заключенным в последние 3-5 лет. При этом выплаты по страхованию иному, чем страхование жизни, увеличились на 46,4% до 1,03 млрд. рублей, выплаты по страхованию жизни увеличились на 126,2% и составили 4,3 млрд. рублей.
Даже по статистике нашей компании, с достаточно средней долей кредитного страхования в портфеле, отчетливо видно, что растет количество судов по делам, связанным со страхованием жизни и иными видами личного страхования. Возможно, в какой-то мере это связано просто с ростом портфелей и объемов выплат, а не с тем что клиенты стали больше судиться, но, тем не менее, рост очень заметный.
В части кредитного страхования мы знаем, что у регулятора есть озабоченность по поводу высокого размера комиссий в данном сегменте, а также по поводу навязывания страховых услуг. Есть несколько вариантов решения этих проблем, у АСЖ также есть свой взгляд. Мы не очень приветствуем такую нерыночную идею, как ограничение размера комиссий – любое ограничение неразумно, бизнес ведется по-разному, имеет разные нагрузки и т.д. А вот период охлаждения – это мера вполне рыночная, в ряде страховых компаний и банков она уже практикуется, пока в добровольном порядке. Если клиент, перечитав полис, передумал и решил, что услуга навязана, что он переплатил или условия страхования его реально не устраивают, он может отказаться от полиса. Введение обязательного периода охлаждения приведет к тому, что банки будут более качественно работать в части предложения страховых продуктов. Возможно, частично снизится проникновение, но косвенно это может повести за собой, в том числе, и снижение уровня комиссий. То есть, это даст комплексный оздоравливающий эффект для всего рынка.
Кроме того, мы очень рассчитываем на практическую реализацию мер по развитию страхования жизни и выравнивания условий работы с НПФ, которые обсуждались на недавнем совещании у Первого зампреда Правительства И.И. Шувалова.
То, что рост рынка страхования жизни продолжается – это хорошая новость в наше непростое время. Однако явное снижение темпов роста по сравнению с прошлогодними и одновременно с этим резкое увеличение темпов роста выплат – это тревожный сигнал.