Что заботит страховой надзор в первой половине 2015 года
Жук Игорь Николаевич
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
|
Какие меры Банк России планирует реализовать в ближайшее время в области страхового надзора?
Банк России по-прежнему считает приоритетным контроль качества активов страховых компаний. Особенное внимание этому вопросу будет уделяться в отношении компаний, занимающихся страхованием ответственности застройщиков, туроператоров, агрострахованием с господдержкой и обязательным видам страхования. Эти страховщики должны будут нас убедить, что у них есть реальные активы. В июне должны быть утверждены изменения в Указания Банка России №№ 3444 и 3445, также касающиеся активов. Эти документы должны динамично меняться вслед за «творчеством» отдельных компаний, пытающихся «дорисовать» активы, реагировать на появляющиеся новые способы.
Банк России по-новому будет подходить к бизнес-планам, которые сдают страховые компании. Эта тема раньше была недооценена, но год назад подход изменился – теперь в своем бизнес-плане или в плане восстановления платежеспособности компания должна реально нас убедить, в каком виде бизнеса она собирается быть успешной. Мы хотели бы видеть работающие бизнес-модели. Большая часть претензий, которые мы сейчас предъявляем к компаниям, связаны с тем, что их бизнес-модели сопряжены либо с отсутствием активов, либо с работой, вызывающей большое количество жалоб потребителей.
Не нужно забывать о такой теме, как уголовная ответственность должностных лиц за предоставление регулятору недостоверной информации.
Эффективность нашей работы по активам определяет, в какой мере она сопровождается сопутствующим поведенческим надзором. Система поведенческого надзора должна работать в интересах потребителя и формировать понятную картину того, как действует регулятор при наличии большого количества жалоб и обращений. Здесь есть два важных направления – обеспечить доступность услуги (особенно по обязательному страхованию) и полноту и своевременность выплат (а это связано с активами и дисциплиной компании).
Отдельно необходимо сказать о рынке ОСАГО, на котором мы ожидаем роста в связи с повышением тарифов, соответственно, все компании, занимающиеся ОСАГО, находятся в зоне нашего повышенного внимания. Нас беспокоят регионы, в том числе ситуации, когда весь регион оказывается заложником нескольких лидирующих компаний, в этой связи мы будем совместно с ФАС работать по таким случаям. Совместно со Службой по защите прав потребителей Банка России мы продолжим проводить проверки офисов страховщиков на местах.
Банк России совместно с сообществом прорабатывает тему защиты прав потребителей и проблемы с судами разных уровней, в том числе с Верховным Судом. Но надо понимать, что проблема сложилась не одномоментно, и на выход из ситуации с Верховным Судом потребуется время: 2-3 года, если над этим вопросом напряженно работать, и 5-10 лет, если работы не вести. У нас есть рабочая группа, в рамках которой мы хотим придти к некоторому пониманию.
Но бесполезно решать проблему с судами, пока мы не разберемся с договором страхования. Сейчас все профили риска изучать бесполезно, так как по любому событию суды принимают решения о выплате возмещения и уплате штрафных санкций. Что конкретно для этого нужно, менять ли 48-ю главу ГК или закон № 4015, я сейчас не могу сказать, но без каких-то изменений не обойтись. Без этого мы не сможем исправить ситуацию, связанную с неправомерным присутствием на рынке тех, кто якобы защищает права пострадавших.
По-новому следует взглянуть и на проблему создания стандарта по каско. Это скорее вопрос к страховому сообществу, нужно ли разрабатывать такой стандарт в ситуации, когда в условия страхования каско страховщики стали вставлять все, чтобы только защититься от судов. Я считаю, на данном этапе идея стандарта практически нереализуема, потому что суды применяют не только то, что записано в законе, а трактуют ситуацию, исходя из позиций «сильная – слабая сторона» и страховщик, как сильная сторона, всегда будет проигрывать, а потребитель – всегда выигрывает.
Однако, мы поставили в план в течение ближайшего квартала проработать тему стандарта страхования мигрантов. Как нам кажется, эту задачу возможно решать через регулирование и саморегулирование. Годовой полис ДМС стоимостью 300-500 рублей и с комиссией 80 % – это, прямо скажем, не нормально.
Важное направление работы связано с развитием систем IT (проекты «электронный полис» и бюро страховых историй). Мы должны полностью завершить переход за год – до 1 июля 2016 года. Могу поблагодарить МВД за понимание необходимости мер по недопущению снижения проникновения ОСАГО. С отношениями с МВД связан не только вопрос дигитализации, но и проблема мошенничества. По стране до сих пор незаконно гуляют тысячи полисов ОСАГО, в том числе типографски изготовленных, и по данной теме взаимодействие с МВД также ведется.
Пока оставалась недостаточно регулируемой областью работа страховых и брокеров и ОВС. Номинально в России около полутора сотен лицензированных страховых брокеров, из них реально работают 50-70, соответственно, остальные должны уйти, а по поводу оставшихся мы тоже хотим понять их бизнес-модель. До сих пор есть брокеры, которые не сдают отчетность, не отвечают на переписку или меняют без уведомления официальные адреса, при этом заключают 1-2 договора в год. Возможно, это вопрос и для самоочищения рынка на уровне объединений и СРО.