Какова мировая практика участия страховых организаций в общественных проектах по снижению аварийности и повышению культуры вождения автомобилей? Какие социальные инициативы предлагают для этого российские страховщики?
В обществе принято думать, что страховая компания принимает участие в жизни людей, только когда происходит страховой случай. Но страховщики также вовлечены в социальную сферу и стараются принимать участие в решении общественных проблем.
Заинтересованность страховых компаний в снижении аварийности на дорогах связана с тем, что страховщики осознают социальную ответственность своего бизнеса и его социальную значимость.
Автостраховщики хорошо изучили основные причины ДТП, потому что каждый день занимаются урегулированием страховых случаев и видят статистику. В связи с этим страховые компании могут повлиять на развитие этических принципов поведения автомобилистов на дороге и осознания всеми участниками движения ответственности по отношению друг к другу.
Компания INTOUCH занимается созданием и развитием социальных инициатив с 2012 года.
Развивая социальные инициативы, INTOUCH видит себя другом своих клиентов, способным дать компетентный совет, призывающим к культурному поведению на дороге и поощряющим аккуратных водителей снижением тарифов.
Первым шагом в этом направлении стало основание «Движения за ответственное вождение». Его главными ценностями являются безопасное вождение, правильная парковка, взаимное уважение на дороге, культура вождения. Целью было вознаграждать тех, кто ездит ответственно, и помогать тем, кто попал в беду на дороге.
Компания INTOUCH не одинока в своем стремлении сделать мир лучше – социальные инициативы, направленные на повышение безопасности дорожного движения, проводит Российский союз автостраховщиков. Последние несколько лет РСА организует масштабные рекламные кампании, направленные на борьбу с главными причинами несчастных случаев на дорогах. Весной 2014 года РСА запустил проект «Притормози!», призванный бороться с превышением скорости, одной из главных причин ДТП. В результате было зафиксировано снижение смертности на 21% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Социальные инициативы, направленные на повышение безопасности дорожного движения, давно вошли в практику иностранных страховых компаний. К примеру, страховая компания Groupama, занимающая четвертое место на автомобильном рынке Франции, ежегодно тратит 4 млн евро на образовательные кампании. Программа «10-де-Conduite Jeune» организована французской полицией совместно с Groupama, Renault, Total и Centaure для подростков в возрасте от 16 до 18 лет. Цель программы – предоставить подросткам возможность овладеть практическими приемами вождения.
Или другой удачный пример. В 2014 году AIG разработала и запустила специальную кампанию по безопасности дорожного движения в Китае. В рамках программы по стране безостановочно путешествует специальная мобильная агитационная платформа. Передвигаясь по заранее спланированному маршруту, участники кампании предлагают простым жителям принять участие в образовательных и развлекательных мероприятиях. В частности, на платформе имеется компьютерный класс с симуляторами, воссоздающими различные дорожные ситуации, например столкновение при движении на скорости 10 километров в час. Цель программы – объяснить людям, как опасно садиться за руль в нетрезвом виде, не использовать ремни безопасности и не соблюдать правила дорожного движения.
Развитие социальных инициатив в конечном счете оказывает положительное влияние на отношение общества к компании, осознающей социальную ответственность своего бизнеса. Серьезное отношение игрока рынка страховых услуг к безопасности формирует в обществе позитивное восприятие компании, на которую действительно можно положиться в трудную минуту. Продвигая социальные инициативы, страховая компания показывает обществу убежденность в том, что своей деятельностью может изменить мир к лучшему.
Для привлечения внимания общества к проблеме безопасности на дорогах необходимо донести информацию об инициативе до максимально широкого круга людей. Чтобы добиться высокой динамики позитивных изменений в поведении водителей как социальной группы, INTOUCH использует все виды коммуникаций, в том числе широкие возможности современных интернет-каналов.
Одним из первых шагов созданного INTOUCH Движения оказалась новогодняя акция «Незамерзайка», местом проведения которой стали 24 автозаправочные станции в Москве. Водителям бесплатно раздали больше 1000 бутылок незамерзающей жидкости, чтобы напомнить о повышении ответственности в условиях плохой видимости и гололеда.
В 2013 году компания INTOUCH объявила о начале акции «Миллион ответственных поступков». Водителям нужно было авторизоваться на специальном сайте через соцсеть, выбрать из списка один из ответственных поступков, которые они реально совершали («Сбавляла скорость, когда рядом был велосипедист», «Уступил дорогу коту»…), и опубликовать запись на своей странице. Все 692 человека, которые рассказали о добрых делах, могли увидеть свою фотографию и благодарность на билборде в центре Москвы. Это «Спасибо» увидели больше 1 500 000 человек, а журнал The Retail Finance признал акцию «Креативом года».
Весной 2013 года водители Москвы увидели на магистралях предупреждающие билборды — новую инициативу Движения на проблемных участках дорог. Например, в районах, где школы расположены близко к проезжей части, появились щиты с напоминаниями: «Впереди самые непредсказуемые пешеходы! Сбавьте скорость — рядом школа». Билборды увидели 2 000 000 водителей.
Чтобы каждый мог действительно «начать с себя и изменить мир», мы решили воспользоваться помощью технологий. У водителей появилась возможность скачать приложение «ОК.INTOUCH», которое автоматически фиксировало скорость движения автомобиля, сверяя ее с данными по скоростным ограничениям. После каждой поездки без превышения приложение присылало водителю «зеленую квитанцию» с суммой, на которую пополнялся общий фонд проекта. Когда виртуальная сумма в фонде достигла 1 000 000 рублей, компания INTOUCH передала миллион реальных рублей в благотворительный фонд «Живой» — единственный в Москве фонд, оказывающий помощь жертвам ДТП.
Изначально планировалось собрать миллион рублей в течение месяца, но это произошло на две недели раньше. О проекте узнали 8 500 000 человек. Три человека, пострадавших в ДТП, получили возможность пройти курс реабилитации на собранные средства. Проект «Ответственные километры» получил главный приз в номинации «Лучший социальный проект России» в 2014 году.
Весной 2015 года по той же схеме зачета «ответственных километров» в настоящие рубли в Москве и Санкт-Петербурге прошел первый «Марафон ответственного вождения», который нужно было не пробежать, а проехать. Каждый километр, который водители проезжали без превышения скорости, приравнивался к 1 рублю. Миллион рублей, собранный участниками, также был переведен в фонд «Живой».
В этом же году мы решили необычным образом привлечь внимание автомобилистов к проблеме превышения скорости. Для этого INTOUCH и коммуникационное агентство BBDO Moscow использовали популярный в России формат ролика, снятого на видеорегистратор. Открывая видео с названием «Встречка. Лобовуха с фурой. ЖЕСТЬ!!!» на YouTube, зритель готовится увидеть заявленную в названии аварию, но видео не отвечает его ожиданиям: один автомобиль догоняет другой, едущий с положенной скоростью, больше ничего не происходит. Нетерпеливые автомобилисты хотят быстрее найти в этом видео обещанную аварию и прокручивают таймлайн. В превью они видят альтернативный видеоряд, в котором машина выезжает на встречную полосу и лоб в лоб сталкивается с фурой. После этого появляется сообщение от INTOUCH — «Не спеши!». Ролик за считанные дни стал одним из самых обсуждаемых в Рунете, а позднее получил серебряного льва в категории Branded Content & Entertainment Lions на Международном фестивале Cannes Lions 2015.
В соцсетях Facebook и ВКонтакте к Движению за ответственное вождение присоединились больше 85 000 подписчиков. За время существования Движения свыше 15 миллионов человек узнали о проекте и задумались об ответственности на дороге. Именно ответственные водители — ядро стабильного страхового портфеля. Поэтому страховщик и должен обращаться к водителям, призывая к созданию мира, жить в котором спокойнее и безопаснее.
Многие думают, что подобные активности – капля в море, но мы уверены, что это не так. Наши инициативы уже поддержали тысячи водителей, которые управляют автомобилем без превышений и рассказывают об этом друзьям. Цель INTOUCH – не бороться с последствиями аварий, а предотвращать их.
Объединенные усилия позволяют добиться еще более масштабных положительных изменений, если их поддерживают отдельные игроки рынка страховых услуг и объединения в других странах.