Рынок страхования жизни сохраняет возможности роста
Зарецкий Александр Михайлович
Президент АО «МетЛайф», президент Ассоциации Страховщиков Жизни (АСЖ), вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
|
Как влияет кризис на работу страховщиков жизни? О чем говорит опережающий рост выплат над ростом страховой премии? Как складывается структура рынка, с точки зрения различных линий бизнеса и каналов продаж?
В условиях кризиса и рецессии российский рынок страхования жизни показывает прирост, причем во втором квартале 2015 года больший, чем в первом, и это очень позитивный тренд. То, чем мы занимаемся – это не только кредитное страхование жизни, объемы которого сокращаются, но и различные иные виды личного страхования, которые продолжают расти. Процент проникновения этих видов в России до сих пор ниже не только, чем на Западе, но и чем в восточно-европейских странах. Это говорит о том, что рынок по-прежнему остается недостаточно развитым, то есть нам есть куда расти, даже в моменты, когда экономика сжимается. В других индустриях, и даже в других сегментах страхового рынка возможности роста ограничены, даже ОСАГО вряд ли могло бы вырасти, если бы не увеличение тарифов. А в личном страховании возможности для развития действительно есть. И результаты последних периодов показывают, что компании на российском рынке страхования жизни нашли возможность перегруппироваться и выделить те направления, которые можно успешно развивать и в условиях кризиса.
Постепенное повышение коэффициента выплат по страхованию жизни – это, на мой взгляд, нормальное объяснимое явление. Разумеется, поскольку рынок страхования давно избавился от «схем», он уже не будет превышать отметку 100 %. Уровень выплат в 10-20 % является нормальным, учитывая складывающуюся структуру рынка (чем выше доля долгосрочного, накопительного страхования, тем ниже уровень текущих выплат).
Что касается прогнозов динамики этого показателя в будущем, все зависит от того, как будут развиваться различные сегменты рынка. Если наиболее активно будет развиваться страхование от критических заболеваний, уровень выплат будет заметно расти. Если же активнее будут развиваться долгосрочные и накопительные виды, выплаты будут расти медленнее, потому что из каждой тысячи рублей, принесенных клиентом по таким видам, основная часть идет в резервы на много лет, и никаких текущих выплат оттуда не делается. А потом, через 10-15 лет, когда портфели большинства страховщиков станут зрелыми, пойдут активные выплаты. Портфель компании «МетЛайф», которая работает в России по накопительному страхованию жизни почти 20 лет, достаточно зрелый. В прошлом году мы выплатили около 500 миллионов рублей по тем договорам, которые были заключены много лет назад, и на сегодня прекратили свое действие, поэтому у нас коэффициент выплат составляет более 50 %. Это существенно выше, чем у других компаний, которые начали активно заключать такие договоры не так давно.
Видовая структура портфелей страховщиков жизни планомерно меняется в пользу более долгосрочных видов. Если по итогам 2012 года доля кредитного страхования составляла 56,4 %, а по итогам 2013 года – 53,5 %, то по итогам 2014 года – уже только 43,2 %. В то же время доля накопительного страхования жизни за счет физических лиц за тот же период выросла с 17 % до 21,1 %. И заметно растет доля инвестиционного страхования жизни – с 4,9 % в 2011 году до 27,4 % в 2014 году. Важно, что инвестиционное страхование обеспечивало в 2014 году 32,5 % нового бизнеса компаний, входящих в АСЖ.
При этом надо понимать, что инвестиционное (как и кредитное) страхование – это договоры с единовременным взносом, а развить рынок накопительного страхования с регулярными взносами нам еще предстоит. Сейчас полисы с единовременным взносом составляют 77 %.
В разрезе каналов дистрибуции наблюдаются следующие устойчивые тенденции. Стабильно растет доля полисов страхования жизни, продаваемых через таких посредников, как банки и автосалоны: с 17 % в 2008 году до 76 % в 2014 году. Доля агентского канала, достигшая максимума (37 %) в посткризисном 2009 году, снизилась до 13 % в 2013 году и 11 % в 2014 году (но доля – это относительный показатель, абсолютный размер сборов агентов не показывает такого же падения). Снижается и доля офисных продаж – с 39 % в 2008 году до 6 % в 2014 году.
Что касается региональной структуры, наиболее весомым по сборам страховой премии по-прежнему остается г. Москва (за 2014 год здесь собрано свыше 58,5 миллиардов рублей), а самыми быстрорастущими регионами стали г. Санкт-Петербург (+ 86,5 %), Республика Башкортостан (+71,9 %) и Приморский край (+ 68,5 %).