Каждый пятый пассажир не застрахован
Юрьев Андрей Васильевич
Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 31.10.2016 г., вице-президент ВСС
|
Как страховщики оценивают причины и последствия серии автобусных аварий с человеческими жертвами на дорогах России? Обеспечивает ли закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков достаточные и своевременные компенсации причиненного пассажирам вреда?
За неполные два месяца с 24 июня 2015 года в России произошло 8 крупнейших аварий, в которых погибли 56 человек и около 170 человек получили травмы. Потенциальные выплаты пострадавшим от этих событий, по нашим оценкам, составят более 150 миллионов рублей.
24 июня 2015 года Пассажирский автобус в Омской области выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «Камазом», погибли 16 человек, получили травмы 11 человек, перевозчик был застрахован в ВСК.
9 июля 2015 года на трассе М54 «Енисей» рейсовый автобус Hyundai столкнулся с частным микроавтобусом Mercedes, погибли 11 человек, получили травмы 8 человек, перевозчик Hyundai был застрахован в ВСК.
22 июля 2015 года пассажирский автобус в Козульском районе Красноярского края столкнулся с грузовиком, погибли 11 человек, получили травмы 44 человека, перевозчик был застрахован в ВСК.
5 августа 2015 года два пассажирских автобуса столкнулись в Красноярском крае в районе озера Гасси, погибли 16 человек, получили травмы 56 человек, страховщики – «Согласие» и «ВТБ Страхование». В тот же день в Оренбургской области туристический автобус столкнулся с легковым автомобилем, получили травмы 14 человек, сведения о наличии договора страхования автобуса отсутствуют.
6 августа 2015 года в Омске в результате тройного ДТП получили травмы 19 пассажиров, страховщики – «Проминстрах» и «СОГАЗ».
8 августа 2015 года в Иркутской области перевернулся автобус, в котором находились 17 пассажиров, 2 погибли, 13 получили травмы, перевозчик застрахован в «Ингосстрах».
10 августа 2015 года в Санкт-Петербурге перевернулась маршрутка, получили травмы 9 человек.
Мы не видим объективных причин для такого всплеска аварий и считаем это просто случайным стечением неблагоприятных обстоятельств. Однако, в целом, летний сезон по статистике не относится к числу малоаварийных. Как правило, после спада числа аварий на дорогах, который обычно наблюдается весной, в период летних отпусков водители начинают вести себя более расслабленно, что ведет к повышению аварийности.
Всего за 2,5 года действия закона об обязательном страховании перевозчиков, зарегистрировано более 4000 происшествий, в которых пострадали более 6 тыс. человек. По этим событиям страховыми компаниями выплачено 1,245 миллиардов рублей. 99 % выплат приходится на случаи причинения вреда жизни и здоровью пассажиров. Более 80 % потерпевших – это пассажиры автобусов (это самый массовый сегмент перевозок), им выплачено 79,7 % от всех страховых выплат. Средняя выплата по повреждению здоровья за указанный период достигла 237 706 рублей, по вреду имуществу – 12 084 рубля.
К сожалению, далеко не все перевозчики страхуют свою ответственность. Это означает, что при аварии с участием транспортного средства, принадлежащего незастрахованному перевозчику, выплаты, полагающиеся по закону (в пределах установленной суммы 2 миллиона рублей каждому пострадавшему), должен будет платить сам перевозчик. В реальности у перевозчиков деньги на выплаты в большинстве случаев отсутствуют. По статистике НССО и Минтранса, в 2014 году было застраховано 82,4% всех перевезенных пассажиров, то есть каждый пятый пассажир не имел страховой защиты (при этом наиболее высоким (100 %) был охват пассажиров внутреннего водного транспорта, 99,7 % – на железнодорожном транспорте, 74,2 % – трамваи, 69,2 % – троллейбусы, 58,8 % – автобусы всех видов). С начала 2015 года охват страхованием пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта, оценивается на уровне 64 %, возможно к концу года цифры изменятся.
Отвечая на вопрос о выплатах, хотелось бы отметить, что окончательную оценку выплат по предыдущим периодам давать преждевременно. Сроков исковой давности при причинении вреда жизни и здоровью нет. Средний срок, который проходит между датой аварии и датой обращения потерпевшего в страховую компанию, по нашим данным, составляет около 4 месяцев. Закон предусматривает, что до получения основной компенсации, человек может получить предварительную выплату в размере до 100 тысяч рублей, однако для этого необходимо обращение человека в страховую компанию. С момента обращения и предоставления полного комплекта документов страховая компания должна осуществить выплату в месячный срок (требование законодательства), на практике же это занимает всего 15-20 дней. В случае гибели пассажира срок рассмотрения и осуществления выплат составляет 1,5 месяца, при этом закон запрещает производить выплату в первый месяц, чтобы все, кто имеет право на получения выплаты, успели подать заявления страховщику. Следует отметить, что нарушений со стороны страховых компаний и жалоб по срокам выплат на сегодняшний день НССО и Центральным Банком России не зафиксировано.
Хотелось бы отметить, что страховое сообщество готово делиться накопленной информацией с органами государственной власти по всем произошедшим авариям, местам повышенной аварийности и т.д. для того, чтобы можно было выработать меры повышения безопасности. Мы поддерживаем все новшества в системе контроля за режимом труда и отдыха водителей, использование ГЛОНАСС, тахографов, скоростемеров, которые позволяют принимать взвешенные решения о возможности выхода водителя на рейс и его поведении за рулем, а также совершенствование контроля технической исправности транспортных средств. Данные процессы должны идти постоянно, в плановом режиме, но последние резонансные аварии заставляют еще раз задуматься, все ли было учтено, делается ли все необходимое для повышения уровня безопасности пассажиров.