Страхование жизни – особенности роста в условиях кризиса
Чернин Максим Борисович
Генеральный директор ООО СК «Сбербанк страхование жизни», председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по развитию страхования жизни
|
Как сработал российский рынок страхования жизни в 1 полугодии 2015 года? Какие наблюдаются тренды? Удается ли страховщикам преодолевать влияние кризиса?
Безусловно, макроэкономический кризис оказывает влияние и на наш рынок – через ограничение потребительского спроса и резкое снижение объема выдаваемых кредитов. Но, как мы часто говорили, страхование жизни не сразу реагирует на происходящие негативные тренды в экономике. И сейчас, вопреки сложным рыночным условиям, рынок страхования жизни продолжает демонстрировать двузначные темпы роста.
За первые 6 месяцев 2015 года сборы по страхованию жизни выросли на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составили 52,2 млрд. рублей (то есть уже собрана почти половина от объемов прошлого года, несмотря на то, что традиционно на нашем рынке основной пик продаж приходится на второе полугодие и даже на 4 квартал). Есть падение в сегменте кредитного страхования, ранее составлявшего почти половину рынка, но при этом все равно присутствует совокупное увеличение сборов, которое обеспечивается ускоренным ростом долгосрочного страхования жизни (инвестиционное и накопительное). Выросло также рисковое страхование жизни, не связанное с кредитом, особенно набирающее популярность страхование от критических заболеваний.
Сегмент корпоративного страхования жизни показал по итогам полугодия падение на 27%. Это обусловлено стремлением многих работодателей – корпоративных клиентов сокращать соцпакеты сотрудников. Кроме того, развитие этого направления тормозит и налоговый режим, об изменении которого мы ведем диалог с государством.
Продолжается снижение доли агентского канала продаж в общих сборах по страхованию жизни. По итогам 2014 года он принес только 11%, тогда как доля банков и автосалонов составила 76%. Я считаю, что это негативная тенденция, ведь агенты – это важнейший канал продаж, управляемый страховщиком и поэтому наиболее гибкий.
Продажи страхования жизни через банковский сектор уже давно не ограничиваются только кредитным страхованием. Сегодня уже нет почти ни одного крупного банка, который бы не предлагал своим клиентам инвестиционное, накопительное страхование жизни или коробочные продукты.
Темп роста выплат страховщиков жизни за полугодие (как и в первом квартале) существенно превышает темпы роста сборов. Это является следствием логичного роста выплат по сформированному ранее портфелю (прежде всего, кредитного страхования жизни), плюс наблюдался некоторый заметный, но не критичный рост расторжений длинных договоров, который в отчетности отражаются через выплаты.
В целом я считаю, что рост на 14,6% в условиях сокращения кредитного сектора – это весьма хороший результат для отрасли, особенно учитывая рост в части долгосрочных программ. Сохранить данный тренд на фоне негативных явлений, происходящих в макроэкономике будет крайне сложно, для этого участники рынка должны снова продемонстрировать высокий уровень креативности, понимания меняющихся потребностей разных клиентских сегментов и умения развивать новые способы и каналы дистрибуции. Кроме того, важным фактором является своевременное решение вопросов и поручений, связанных с развитием отрасли и обозначенных в протоколе встречи у первого заместителя председателя Правительства РФ И.И. Шувалова в мае текущего года.