ЭРА-ГЛОНАСС и ОСАГО – потенциал взаимодействия
Уфимцев Евгений Владимирович
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА)
|
Как достижения проекта ЭРА-ГЛОНАСС используются страховыми организациями и Российским союзом автостраховщиков (РСА) при работе по урегулированию убытков в рамках европротокола?
Мы переходим на новый этап серьезного использования технологий ЭРА-ГЛОНАСС для рынка страхования в России.
Европейский протокол в Российской Федерации введен Федеральным законом № 40-ФЗ, которым были определены основные критерии страхового случая, попадающего под действие европротокола – оформление документов без участия сотрудников ГАИ производится, в случае если в результате ДТП ущерб причинен двум транспортным средствам, нет вреда жизни и здоровью людей, и отсутствуют разногласия между участниками ДТП. В настоящее время в части организации этой работы в виде эксперимента реализуется направление, связанное с использованием ГЛОНАСС: обычный лимит по европротоколу составляет 50 тысяч рублей, но на территории 4 субъектов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область) по европротоколу можно возмещать ущерб до 400 тысяч рублей, в случае если страховщику в подтверждение обстоятельств причинения вреда при ДТП переданы данные, зафиксированные техническими средствами контроля. В рамках такой технологии страховщики и РСА выстраивают свою стратегию дальнейшей работы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1002 от 1 октября 2014 года информация об обстоятельствах ДТП, которая зафиксирована с применением навигационных средств, предоставляется из ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС в АИС РСА. То есть если данные по фото- и видеоизображениям с места ДТП, которые получают сами пострадавшие, передаются ими непосредственно страховщикам, а навигационные данные передаются автоматически через ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС. То, что информация пришла из ЭРА-ГЛОНАСС, является для нас юридическим подтверждением места ДТП и некорректируемости данной информации, что обеспечивает ее соответствие критериям европротокола и возможность ее использования страховщиками.
РСА разработал минимальные требования к мониторинговым системам, которые на наш взгляд, должны обеспечивать страховщику возможность фиксации страхового случая. Эти требования были отражены в наших внутренних нормативных документах. Нами был проведен ряд исследований, в которых мы постарались отработать различные практические вопросы. Например, оказалось, что существующие в рамках ЭРА-ГЛОНАСС требования в части экстренного реагирования и расчета возможного ущерба несколько отличаются от необходимых для страховщиков. Поэтому сейчас мы ведем совместную работу над едиными стандартами по дорожно-транспортным происшествиям, которые удовлетворяли бы и потребностям страховщиков, и стандартам ЭРА-ГЛОНАСС. Надеемся, что это позволит начиная с 2016 года для всех транспортных средств, которые оборудованы бортовыми устройствами, передающими данные, без проблем пользоваться преимуществами безлимитного европротокола.
РСА также разработал мобильное приложение, которое позволяет страхователю при наступлении страхового случая передавать некорректируемые данные по фото- и видеофиксации в АИС РСА. В дальнейшем эти данные, в добавление к навигационным данным, используются страховщиками для изучения обстоятельств ДТП и принятия решения о выплате страхового возмещения. Начиная с июля 2015 года это приложение доступно в Google Play и App Store.
Схема взаимодействия в 2016 году будет следующей. При наступлении страхового случая бортовое устройство передает информацию в ЭРА-ГЛОНАСС, которая затем проходит через информационный шлюз между ЭРА-ГЛОНАСС и АИС РСА. Таким образом, данные о ДТП аккумулируются у нас. Кроме того, там же аккумулируются данные, поступившие с мобильных приложений, установленных у автовладельцев. Страховая организация может воспользоваться всеми этими данными для определения факта страхового случая.
Мы считаем, что предпринятые меры позволят более системно и плодотворно развивать это новое направление деятельности по использованию ЭРА-ГЛОНАСС для осуществления страховых выплат в рамках безлимитного европротокола, который в дальнейшем планируется распространить с четырех субъектов на всю территорию Российской Федерации.