Госдума России 7 октября приняла во втором чтении новую редакцию Закона "Об организации страхового дела в РФ". Насколько она соответствует ожиданиям страховщиков?
Второе чтение подтвердило, что законопроект был в достаточной степени выверен. Ни по его тексту, ни по поправкам особой дискуссии не было - депутаты согласились с мнением профильного кредитного комитета Госдумы. Из 242 поправок детальное обсуждение вызвала только одна, которая касалась условий финансовой устойчивости страховщиков, обозначенных в статье 25.
Осмелюсь заявить, что почти все основные пожелания страховщиков нашли отражение в новом законе. Дело в том, что закон очень долго готовился. И занимавшаяся этим рабочая группа профильного комитета на две трети состояла из представителей страховых организаций. Мы рассылали материалы всем заинтересованным компаниям, собирали их предложения. В результате большинство поправок к закону внесены мной - и это именно те поправки, которые были приняты рабочей группой из представителей страховой отрасли.
После принятия законопроекта в первом чтении страховщиков существенно беспокоило несколько проблем. Одна из них касалась нечетко сформулированного требования разделения компаний по сферам деятельности. Мы добились того, чтобы оно соответствовало Гражданскому кодексу.
В вопросе о лицензировании нам удалось достичь половинчатого компромиссного решения, но и оно, я думаю, существенно облегчит жизнь страховщикам. Когда новая редакция закона вступит в силу, компаниям не потребуется лицензировать, как сейчас, отдельные страховые продукты, которых сейчас на рынке насчитывается уже более 200. Будут лицензироваться отдельные виды страхования - их 23. Страховщики, занимающие личным страхованием, должны будут получить всего 5 лицензий, а те, кто специализируется на иных видах страхования - 18. Компании, которые уже работают с определенными продуктами, не будут получать лицензии заново - им предстоит только чисто технологическая процедура обмена.
Требование повышения уставного капитала осталось. И для многих компаний, особенно региональных, это будет проблемой. Однако нам удалось отстоять более долгий переходный период - увеличение капиталов должно произойти не в течение двух лет, как предлагалось, а до 1 июля 2007 г.
Еще одна наша победа - из законопроекта исчезла возможность "двойного наказания" страховщиков. Изначально предполагались штрафы, причем очень значительные, и при этом у Департамента страхового надзора оставалась возможность применения обычных санкций - приостановление, отзыв лицензии и т.п. Штрафы мы убрали, остались только санкции.
7 октября были приняты также правительственные поправки к закону, увеличивающие совокупную долю участия иностранных компаний в капиталах российских страховщиков с 15 до 25 процентов и допускающие компании из стран Евросоюза к обязательному страхованию и страхованию жизни. По моему мнению, эти поправки не соответствует интересам отечественных страховщиков. Но депутаты решили иначе.