Регулирование и надзор – что делается и что обсуждается
Жук Игорь Николаевич
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
|
Каковы ближайшие планы регулятора на страховом рынке? Какие вопросы регулятор выносит на обсуждение со страховым сообществом, а какие уже решены бесповоротно?
Нет и не будет больше дискуссии о переходе на новый план счетов, об актуарных заключениях и спецдепозитариях, о создании национальной перестраховочной компании – все это состоится. Добавляется также внедрение расширяемого языка отчетности XBRL, это тоже будет обязательно и не обсуждается.
Принципиально решено, что в перспективе произойдет повышение требований к уставным капиталам страховщиков, но о конкретных аспектах реализации этого решения еще можно дискутировать. Для нас крайне важна дискуссия и получение обратной связи, почему рынок так против повышения, хотя предыдущее повышение было почти 10 лет назад? В чем возражения страховой компании полного цикла против необходимости иметь капитал 600 миллионов рублей? Мы понимаем все разговоры об экономических трудностях, но хотелось бы каких-то дополнительных аргументов.
Интересно также обсудить проекты новые редакций указаний №№ 3444-У и 3445-У (бывшие 100-й и 101-й приказы). Речь идет об исключении некоторых видов активов. Хотелось бы услышать от страховщиков, чем им интересен, например, такой актив как пахотные земли где-то далеко от Москвы? Я еще могу понять, для чего нужна недвижимость в городе, где расположен офис страховой компании и работают ее сотрудники, либо предназначенная для сдачи в аренду и приносящая доход. Но когда на балансе находятся удаленные земли, оцененные в бешеные деньги, страховщик должен объяснить их назначение с точки зрения качества активов.
Продолжается дискуссия по марже платежеспособности. Хочется понять, почему наши повышающиеся требования вызывают бурную реакцию – ведь все же помнят ситуацию с туроператорами и застройщиками.
Мы готовы анонсировать дискуссию о размерах собственных удержаний страховых компаний. В настоящее время собственное удержание ничем не регламентировано и не ограниченно. Однако почему надо давать страховой компании возможность брать на свое удержание фактически любой риск, не имея финансовых ресурсов даже на малую толику от этого риска?
Что касается перестрахования, вопрос о национальной перестраховочной я бы даже сказал не «компании», а «емкости» возник из-за ситуации, когда определенные объекты участники страхового рынка ни вместе, ни поодиночке разместить в перестрахование не могут. Какие же могут быть возражения против того, чтобы национальная перестраховочная компания существовала, хотя бы по рискам «санкционным» и к ним приравненным?
Что касается развития надзорных мер по страховым компаниям, которые работают на территории России, принципиально порядок взаимодействия регулятора со страховщиками, подготовки ответов на наши запросы, применения санкций за нарушения давно уже сложился, но мы не против сделать наши действия еще более понятными. Надеемся в этом смысле на ВСС, который скоро начнет работать уже в форме саморегулируемой организации, в части донесения до рынка смысла наших действий.
К теме саморегулирования также относится вопрос, по которому мы бы хотели инициировать дискуссию: как сообщество намерено внутри СРО бороться за очищение собственных рядов и за добросовестную конкуренцию? Разве вам – страховщикам – все равно, что ваши коллеги (другие члены союза) не выплачивают или задерживают возмещения? Насколько нормально, что компенсационные фонды тратятся на финансирование последствий деятельности компаний, уходящих с рынка? Почему не решается проблема с правами потребителей, почему реально не работает европротокол? Почему к Бюро страховых историй должно было присоединиться 200 компаний, а присоединилось только 140?
Я считаю, все это означает, что сообщество не дорабатывает внутри себя. Причем это относится не только к страховым компаниям. Реальный пример: ответственный актуарий (член СРО) выдал 60 актуарных заключений страховщикам за 2014 год, сейчас из них 4 уже ушли с рынка.
Нередко приходится слышать мнение, что сейчас, когда есть такие трудности в экономике, не время заниматься новациями в системе регулирования и надзора. Но так получилось, что эти новации будут реализовываться в это время. И наше взаимодействие с рынком в решении существующих проблем будет служить интересам потребителя страховых услуг. Внутри Банка России выделена специальная служба по защите прав потребителей. Обратную связь от страховщиков о ее работе нам также хотелось бы получить.