Рынок страхования жизни – быстрый рост и хорошие перспективы
Чернин Максим Борисович
Генеральный директор ООО СК «Сбербанк страхование жизни», председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по развитию страхования жизни
|
Каково состояние рынка страхования жизни в России по сравнению с развитыми странами? Сильно ли наша страна недотягивает до мировых показателей и стандартов в этой отрасли и по каким именно параметрам?
Состояние страхового рынка или его отдельной отрасли характеризует показатель проникновения, рассчитываемый как доля страховой премии в ВВП страны. На Западе уровень проникновения страхования жизни составляет 7-10%, в Восточной Европе 1,5-2,5%. В России этот индикатор по итогам 2014 года – всего 0,21%. Даже при темпах роста, демонстрируемых сегментом страхования жизни (в среднем выше 40% в год), он остается низким. Цели, которые мы ставим перед собой в рамках развития отрасли, гораздо более амбициозные.
В 2014 году 7,5 миллионов россиян и 77 тысяч компаний приобрели полисы страхования жизни. Средняя премия в расчете на одного жителя России достигла 755 рублей (для сравнения: в 2009 году она составляла 110 рублей, то есть произошел рост в 7 раз). Сейчас темпы роста замедлились, но рост все равно есть и он двузначный, превосходит показатель инфляции. Произошло существенное торможение на рынке кредитного страхования жизни. Это означает, что другие направления растут очень высокими темпами: накопительное страхование жизни уже в 2014 году составило 30% рынка, инвестиционное страхование жизни – 28,5%, при этом оно является самым быстрорастущим сегментом страхового рынка вообще.
Что касается каналов продаж, наблюдается перекос в сторону банкострахования: доля банков составляет 73% от объема продаж по страхованию жизни (не только по кредитному, но по всем видам продуктов). Для общемировой практики подобная ситуация не типична, однако от страны к стране значимость банковского канала различается. Во Франции, например, где банкострахование целенаправленно развивалось с начала 70-х годов, ситуация похожая. А в Германии банки играют не такую заметную роль, и доминирующим каналом является агентский. В Индии еще 5 лет назад 80% объема продаж поступали через агентский канал, а сегодня уже более 60% обеспечивает банкострахование.
Сейчас в России продолжается сокращение доли агентских продаж – на долю финансовых консультантов и агентских сетей приходится лишь 11%. Агентские сети развивают только 4-5 страховщиков жизни. Причины такой ситуации кроются том, что это достаточно дорогой канал, инвестиции в него не столь быстро окупают себя, как в случае дистрибуции через банк, который изначально располагает солидной клиентской базой. По мировым стандартам, на 1000 человек населения необходим 1 страховой консультант. Не так важно, агент это, штатный сотрудник или работник банковского отделения. Конечно, до подобного показателя мы пока очень сильно не дотягиваем.
Однако потенциал у рынка есть, и я не в последнюю очередь связываю его с тем, что налоговые льготы по страхованию жизни заработают вполне реально. Положительные тенденции могут будут усилены, если на макроэкономическом уровне страна выберется из нынешней просадки и реальные доходы населения начнут расти.
Сегодня страхование жизни ограничено в части онлайн продаж, но мы надеемся, что вскоре государство примет соответствующие меры и мы сможем лучше использовать преимущества высоких технологий (законопроект, который разрешит продавать наши продукты через интернет, должен быть внесен в Государственную Думу в ближайшие месяцы). Естественно, следует учитывать то, что онлайн-направление пока не является ведущим даже на самых развитых рынках, на его долю приходится порядка 5% от объема продаж (единственное исключение, где оно выше, – Великобритания). Тем не менее для обслуживания клиентов этот канал коммуникаций постепенно становится все более значимым, клиенту важно наличие опции сетевого доступа: подать заявление на урегулирование, на изменение условий договора страхования и т. д.
Наконец, считаю показательным тот факт, что международные страховые группы не сворачивают свой бизнес на российском рынке страхования жизни, в отличие от розничного сегмента имущественного и автострахования. Для сравнения: в первой десятке крупнейших страховщиков по non-life не осталось ни одного иностранного игрока, а в первой десятке по life их 5, остальные принадлежат крупнейшим российским финансовым группам. То есть лидеры рынка страхования жизни – это дочерние структуры компаний, которые могут делать не портфельные, а стратегические инвестиции. Клиентам же важно видеть долгосрочность намерений компании, поскольку в страховании жизни, где полис покупается на 10-30 лет, правильный выбор страховщика имеет первостепенное значение, в то время как в сегменте non-life подобная тенденция выражена слабее.