Откуда взяться росту?
Волков Михаил Юрьевич
Генеральный директор СПАО «Ингосстрах», председатель правления
|
Как долго ОСАГО будет оставаться драйвером прибыльного роста для страховщиков, какие новые драйверы могут его заменить?
На протяжении нескольких последних лет темпы развития страхового рынка постоянно снижаются. Если 3-4 года назад прирост составлял порядка 20%, то в 2013-2014 годах он снизился до 10%. За девять месяцев этого года рынок вырос всего на 3,6%, тогда как за тот же период прошлого года рост составил 8%. Я думаю, что и по итогам двенадцати месяцев показатели останутся в том же диапазоне. Страховой рынок является производной макроэкономики и полностью отражает все ее процессы. Сегодня кризисные тренды усилены непростой внешнеполитической ситуацией и санкционными проблемами. При этом разные виды страхования показывают различную динамику. Так, на фоне выраженного сокращения объемов КАСКО, которое связано с падением продаж новых автомобилей и со сжатием кредитного рынка, мы видим рост объема сборов по ОСАГО за счет повышения тарифов. В прошлом году мы много говорили о жесточайшем кризисе в ОСАГО. Наш диалог с Центральным банком, аргументация нашей позиции привела к тому, что регулятор принял наши доводы, в итоги произошли законодательные изменения, и тарифы на ОСАГО были повышены. Мы можем только поблагодарить мегарегулятор за то, что он услышал голос страхового сообщества и принял во внимание те обоснования, которые мы предоставили. За счет этого в 2015 году мы из кризиса вышли, хотя, конечно же, остался ряд структурных проблем, которые еще предстоит решить.
Сегодня мы находимся в такой исторически значимой ситуации, когда объем сборов по ОСАГО впервые превысил объем КАСКО. Сложился такой необычный период времени, когда ряд страховых компаний получили прибыль. Некоторые СМИ обрушились за это на страховщиков с критикой. Вообще, страхование — очень специфическая отрасль: если мы мало денег зарабатываем, мы теряем свою финансовую устойчивость, не можем обеспечивать выплаты нашим клиентам в будущем. Как только мы начинаем зарабатывать чуть больше, нас обвиняют в том, что мы зарабатываем за счет наших клиентов. На самом деле, это не так, такая прибыль – это специфика очень короткого периода времени: тарифы уже повысили, а убытки еще не успели накопиться. В бюджетах, которые мы определяем на 2016 год, заложены уже иные показатели, такая норма прибыли вряд ли возможна в следующем году. И я абсолютно согласен с регулятором, что, конечно же, эти деньги нужно оставлять в компаниях, реинвестировать в повышение капитализации, развитие новых продуктов и каналов продаж. Мы в «Ингосстрахе» эту прибыль будем инвестировать в развитие цифровых технологий, онлайн-продаж, в расширение современных сервисов для того, чтобы нашим клиентам и партнерам было бы все более комфортно с нами работать. А главное, накопленная прибыль дает страховщикам «подушку безопасности» на следующий год, поскольку никаких причин верить в макроэкономическое чудо сейчас нет.
Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы точки роста рынка появились. В более долгосрочной перспективе таким драйвером могло бы стать страхование жилья. Другим драйвером могло бы быть медицинское страхование, но только при условии, что когда-нибудь удастся реформировать систему ОМС-ДМС.
Так как в ближайшей перспективе очевидных драйверов мы не видим, важно уже сейчас задать правильный вектор развития рынка на более отдаленное будущее. Сегодня 20-30 % премий дают обязательные виды страхования, однако доля ОСАГО будет продолжать расти, соответственно, и доля обязательных видов в целом – тоже. Важно понять, движется ли рынок в сторону дальнейшего развития обязательных и вмененных видов страхования или же в сторону добровольных? Как будет дальше развиваться ОСАГО, будет ли этот сегмент так же сильно зарегулирован, как сейчас? Движемся ли мы в сторону большего регламентирования страховой отрасли, в том числе обязательного страхования, или же в сторону рыночной экономики, когда рынок сам регулирует и тарифы, и взаимоотношения между страховщиками и клиентами? На эти вопросы необходимо ответить сейчас, чтобы определить пути дальнейшего развития.