Сегодня Госдума планирует решить судьбу "автогражданки". Некоторые из предложенных депутатами законопроектов предусматривают полную отмену закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Насколько юридически корректны эти предложения?
Полная отмена закона об ОСАГО поставила бы в весьма сложное положение примерно 3.5 миллиона граждан, которые уже застраховали свою автогражданскую ответственность. Сильно сомневаюсь, что им удастся получить потраченные деньги обратно.
Юридическая коллизия состоит в том, что нельзя задним числом отменять договоры, законно заключенные на момент их оформления. Это противоречит основным принципам права и, в частности, Конституции, лишающей законы обратной силы. Если законодательство изменяется, к уже совершенным сделкам все равно должен применяется тот закон, который был в силе на момент их заключения.
Рассуждая о возможности отмены "автогражданки", надо понимать, что такое договор страхования. Когда страховщик получает страховую премию, он формирует резервы, размещает их, а какую-то часть риска (и премии), возможно, отдает в перестрахование. Вдруг выясняется, что все это было незаконно. Но вернуться-то в исходное состояние уже невозможно. Наконец, мог объективно наступить страховой случай, который, понятно, уже никак нельзя отменить.
Полагаю, что для автолюбителей лучшим является иной вариант, также предложенный депутатами, - тот, который предусматривает изменение порядка установления тарифов и введение определенных социальных льгот.
Законопроект о полной отмене ОСАГО заведомо популистский: он со стопроцентной вероятностью будет заблокирован Советом Федерации, и для автовладельцев вообще ничего не изменится. Зато более "мягкий" вариант имеет шансы на одобрение Совета Федерации и президента.