Рейтинги для страховщиков – расширение возможностей
Бредихин Алексей Александрович
Директор группы рейтингов финансовых институтов АО «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» (АКРА)
|
В чем особенности планируемой АКРА рейтинговой и аналитической деятельности в области страхования и перестрахования? Как Вы намерены учитывать влияние кризиса и текущих изменений в регулировании страхового рынка при организации Вашей работы?
Начало нашей работы на страховом рынке было связано с проработкой вопросов методологии, валидации наших подходов, этот процесс практически завершен. Методология рейтингования страховщиков, после того как она будет окончательно утверждена Агентством, будет в уведомительном порядке направлена в Банк России и вступит в силу. В ходе подготовки методологии мы проводили ряд встреч со страховыми компаниями, в том числе в форме проведения семинара по проекту методологии.
Модель оценки финансовой устойчивости страховой компании, которая положена в основу нашей методологии рейтингования, и действующая модель регулятора различаются существенно. Эти различия связаны с особенностями рейтингового анализа, который, помимо стандартного финансового анализа, подразумевает интенсивное использование качественных параметров, таких как качество управления и т.п., стресс-тестирования и экспертных оценок. Модель регулятора по своей сути должна быть более формальна. Кроме того, она бинарна по результатам, то есть компания либо удовлетворяет требованиям регулятора, либо нет. Рейтинги позволяют сравнивать кредитоспособность компаний между собой.
В то же время, степень проникновения регулятора в такие вопросы, как стратегия страховщика, детали бизнес-модели и т.д. сейчас заметно растет в связи с их обеспокоенностью устойчивостью компаний, они вынуждены углублять эту работу по системному мониторингу участников страхового рынка.
Полагаем, что рейтинг национального рейтингового агентства будет необходим и востребован, во-первых, как индикатор устойчивости компании для контрагентов, в том числе при проведении тендеров, во-вторых, при признании качества перестраховочного покрытия для регулятивных целей.
Еще до вступления в действие закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ» регулятором уже составлялся список агентств, чьи рейтинги учитываются при оценке активов страховых компаний. До конца 2016 года должна быть завершена аккредитация рейтинговых агентств, после чего их оценки начнут использоваться и для целей регулирования. «Рейтинговое регулирование» будет в первую очередь связано с оценкой активов для целей их принятия в покрытие резервов и капитала страховщиков (в том числе в отношении долей рисков, передаваемых в перестрахование).
Что касается аналитической работы, АКРА подготовлен и опубликован 5-летний прогноз развития страхового рынка. Он сделан в марте, и согласно нашему плану исследований, предполагается, что спустя полгода мы должны будем к нему вернуться, посмотреть, насколько он реализуется или отклоняется, и внести какие-то коррективы. Очевидно, что страховой рынок зависит от общеэкономической ситуации, поэтому прогноз страхового рынка завязан на наш макроэкономический прогноз, кроме того отражено влияние некоторых показателей, к которым чувствителен страховой рынок, например, объем продаж автомашин.
Завершено исследование по ОСАГО. Мы сделали попытку по имеющимся данным определить реальные тренды убыточности и подойти к вопросу доступности полисов в отдельных регионах. Тупик, в котором оказался рынок ОСАГО, был неизбежен, если имеет место экономическая неэффективность – трудно заставить делать то, что не выгодно. Мы пытаемся ответить на вопрос, в какую сторону сейчас направляется рынок.
Запланировано также исследование, связанное с инвестициями страховщиков. В целом, план не жесткий, и мы можем запустить какое-либо новое исследование, если увидим какую-то тему, интересную для анализа. Мы категорически не хотим, чтобы все сводилось к «Сборы такие-то, темпы роста такие-то» – такого «анализа» на рынке и так очень много, а мы хотим, чтобы наш продукт действительно нес аналитическую ценность.
Пока мы не проводили специального исследования сегмента перестрахования, но мы также следим за этим рынком и формируем свое видение его перспектив. Надеемся, что и после появления НПК, в этой сфере будет преобладать рыночный механизм и не будет злоупотребления административным ресурсом, что во главе НПК встанет человек с рынка, который понимает бизнес, и если, возникнет такая потребность, готовы будем сделать рейтинговую оценку этой компании.
Работа в периоды кризисов и изменений всегда несет дополнительные трудности и риски, рейтинговым агентствам приходится бороться за доверие потребителей и регулятора. Несмотря на всю критику рейтинговых агентств по итогам мирового кризиса 2008 года, альтернативы рейтингам до сих пор нет. В мире растет конкуренция между рейтинговыми агентствами, и как скоро у нашего агентства появится возможность работать на международном уровне, в том числе со странами ЕврАзЭС зависит, в первую очередь, от того, как скоро удастся получить доверие и признание со стороны их регуляторов.