Страхование грузов – стабилизация бизнеса в кризисный период
Ерофеев Андрей Борисович
Начальник управления страхования грузов департамента корпоративного бизнеса СПАО «Ингосстрах»
|
Почему страхование грузов становится важнейшим фактором финансовой поддержки бизнеса в период экономической нестабильности? Что следует учитывать при заключении договора страхования грузов?
Экономическая нестабильность всегда ведет к сокращению объема свободных средств у хозяйствующих субъектов и росту рисков. И в данном случае дело не только в природных катаклизмах, транспортных и техногенных катастрофах и т.п. Мы провели аналитическое исследование причин и характера заявленных и оплаченных убытков за 2014-2015 гг. и выявили, что основная часть потерь при перевозках связана с событиями, так или иначе имеющими криминальный подтекст. Это выражается в форме различного рода противоправных действий, приводящих к пропаже, гибели или повреждению груза.
К сожалению, как показывает практика, розыскные мероприятия и процедуры взыскания ущерба с виновного лица (непосредственного перевозчика или экспедитора) по объективным причинам не всегда приводят к желаемым для пострадавшего грузовладельца результатам, и его усилия хотя бы частично компенсировать потери зачастую не достигают цели. Поэтому самым актуальным и эффективным механизмом защиты грузов во время перевозки остается страхование.
Как показывают события последних двух лет, воздействиям криминального характера при перевозке подвергаются не только товарные группы повышенной ликвидности (к которым, в первую очередь, относятся средства мобильной связи, бытовая техника и электроника, табачные изделия, одежда и т.п.) Учащаются случаи ограбления инкассаторских и банковских служб, перевозящих денежную наличность, даже несмотря на то, что подобные транспортировки имеют особую степень защиты и осуществляются на бронированных автомобилях в сопровождении вооруженной охраны. Более того, в последние два года стали нередкими происшествия, связанные с хищением таких грузов, как малогабаритное промышленное оборудование, кабельная продукция, мясные полуфабрикаты и т.п.
Все это говорит об очевидном ухудшении криминогенной ситуации в стране, которая, в свою очередь, напрямую влияет на рост потерь при перевозках. Размер убытков грузовладельцев не ограничивается небольшими суммами, а может в ряде случаев достигать десятков миллионов рублей.
Типичным примером подобных убытков является происшествие, освещавшееся недавно в СМИ: хищение бытовой техники на сумму 10.3 млн. рублей во время автомобильной перевозки по территории РФ. Заслуживает внимание не только внушительная сумма ущерба, но и тот факт, что возмещение в полном объеме было получено грузовладельцем благодаря тому, что данная партия груза была застрахована в СПАО «Ингосстрах».
У предприятий нередко возникает вполне обоснованная, на первый взгляд, дилемма: страховать или нет, а если и прибегать к услугам страховщиков, то каких именно? И как показывает практика, даже в тех случаях, когда грузовладелец в силу внешних обстоятельств (требование финансирующего банка или соответствующей статьи внешнеторгового контракта и т.п.) или собственной ментальности принимает решение застраховать груз, соблазн формального подхода к данной услуге (скорее, как к вынужденной ренте) достаточно велик. Отсюда и возникает стремление найти защиту за минимальную стоимость, не задумываясь над степенью ее надежности, уровнем профессионализма страховщика, его финансовыми возможностями, позволяющими оперативно и квалифицированно возместить ущерб.
Подобный подход к организации страховой защиты имеет целый ряд причин. Например, многие отечественные торговые и производственные компании и в настоящее время убеждены, что затраты на страхование просто не оправдывают себя. Они сомневаются в эффективности механизма страховой защиты и считают страхование не важнейшей функциональной частью коммерческой деятельности, а пустой формальностью.
Вместе с тем, существует множество примеров того, как именно благодаря наличию страхового полиса российские грузовладельцы компенсировали убытки, понесенные в результате каких-либо катастроф при перевозках, и успешно продолжали свою торгово-экономическую деятельность. Достаточно упомянуть самый значительный в российской истории страхования грузов случай, связанный с гибелью двух истребителей СУ-27 УБК в результате падения военно-транспортного самолета в Иркутске. Сумма возмещения, составившая 56,2 млн. долларов США, была своевременно и в полном объеме выплачена опять-таки «Ингосстрахом» страхователю. Компания выполнила свои обязательства благодаря имеющимся у нее в наличии резервам и надежной перестраховочной защите, отлаженной десятилетиями.
Также существенным доводом в пользу регулярного применения механизма страхования в повседневной практике является предоставленная действующим Налоговым Кодексом возможность отнесения соответствующих затрат на себестоимость продукции. Это, в конечном итоге, сохраняет ожидаемую прибыль от конкретной коммерческой сделки и не приводит к дополнительным расходам бюджета.
Вторым, наиболее типичным, на наш взгляд, заблуждением среди потребителей страховых услуг, является наличие твердого убеждения о том, что в любом случае возмещение по убытку будет гарантированно истребовано у страховщика через реализацию судебных требований. Данный аргумент подтверждался практикой последних докризисных лет, но в текущей ситуации, характеризующейся банкротством и уходом с рынка многих страховщиков, не входящих в число лидеров рынка, возникают все большие основания для сомнений. В последнее время мы видим все больше примеров, связанных не только с ликвидацией, ребрендингом, прекращением действия лицензий многих ранее известных страховщиков, но и с невыполнением ими своих обязательств в части выплаты возмещений по убыткам. Решения судов в пользу страхователей зачастую остаются нереализованными из-за признания должников финансово несостоятельными.
Поэтому единственное правильное решение сегодня – это реальная оценка возросших из-за кризиса рисков и сотрудничество с наиболее надежным страховщиком Систематическое использование механизма страхования можно считать исключительно выгодным вложением и на перспективу. По мере того, как экономика России будет преодолевать спад, торгово-производственная и логистическая отрасли, получившие в столь непростой период поддержку от страховщиков, имеют все шансы стать основными двигателями восстановительного процесса.