Изменения в страховании ОПО – чего ждать потерпевшим
Карпов Валерий Владимирович
Начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО
|
Какие новации, внесенные в федеральный закон 225-ФЗ, регулирующий обязательное страхование опасных объектов, являются наиболее важными для страхователей и потерпевших?
Новая редакция закона 225-ФЗ, вступившая в действие с 7 сентября 2016 года, включает целый ряд изменений. Расширен перечень опасных объектов (включены траволаторы). Расширено понимание термина «авария на опасном объекте» – включены утечка опасных веществ и обрушение горных пород (масс). Ранее под определение термина «авария» не подпадали все те случаи с горняками, когда на них падали отслаивающиеся пласты горных пород, а теперь страховщики по ним будут платить.
Расширен термин «акт о причинах и обстоятельствах аварии». Акт, который составляет специальная комиссия, – это основной документ, на основании которого страховщик делает выплату. Если раньше в качестве такого акта принимался только документ, составляемый Ростехнадзором или владельцем ОПО, то сейчас это может быть и акт о несчастном случае на производстве, который практически на каждый такой случай составляют трудовые инспекции. Теперь у потерпевших при наличии такого акта гораздо больше возможностей добиться реализации своего права на получение возмещения. В мировой практике количество погибших и раненых при техногенных авариях – 1 к 10, а у нас до изменений было примерно 1 к 1-1,5. Это говорит не о том, что у нас все аварии более тяжелые, а о том, что многие мелкие аварии скрывались владельцами объектов – никто не хочет столкнуться с внеочередной проверкой Ростехнадзора. Конечно, можно их скрывать и от трудовой инспекции, но все же сделать это гораздо труднее. Полагаю, частотность случаев за счет этого изменения вырастет раза в 1,5.
Расширен перечень лиц, которые имеют право получить выплату в случае гибели человека в результате аварии на опасном объекте – теперь этот вопрос регулируется точно так же, как в законе 67-ФЗ по страхованию ответственности перевозчиков. Если раньше подобную выплату получали только иждивенцы, то сейчас, если иждивенцев нет, ее получат ближайшие родственники. По статистике с начала периода действия закона, менее чем у 50 % погибших были иждивенцы, соответственно, новация может в 2 раза увеличить суммарные выплаты по этому виду риска.
Лимиты выплат по имуществу физических и юридически лиц увеличились в 1,5 раза (по имуществу физлиц стало 500 тыс. руб. (было 360 тыс.руб.), по имуществу юрлиц стало 750 тыс. руб. (было 500 тыс.руб.). Мы проанализировали выплаты, сделанные до изменений, и выяснили, что прежнего лимита не хватало около 5 % физлиц и примерно 30 % юрлиц, заявивших такие убытки. Еще одно важное изменение – это увеличение страховых сумм по угольным шахтам: с 10 млн.руб. до 50 млн. и 100 млн. руб. – в зависимости от количества людей в смене. Практика крупных аварий на шахтах, которые случились в последние годы, показала, что 10 млн. явно не достаточно, чтобы осуществить выплаты в полном размере иждивенцам и родственникам шахтеров, которые гибнут при таких происшествиях. Новые суммы, на мой взгляд, должны практически на 100% решить данную проблему.
Меняется порядок расчета ущерба за риск нарушения условий жизнедеятельности (НУЖД) – вводится фиксированная сумма выплаты за каждый день НУЖД (800 рублей в сутки) или оплачиваются фактические расходы, если они больше, чем эта сумма. Потерпевший может переехать во временное жилье и чеки за свое пребывание там на большую сумму предъявить страховщику. Лимит по НУЖД составляет 200 тыс. руб.
Уточнен порядок очередности выплат, порядок исчисления неустойки. Раньше страховщик за нарушение сроков выплаты или предоставления письменного отказа в выплате был обязан платить штраф, зависящий от ставки рефинансирования, и начислялся он автоматически (то есть даже не надо было претензии со стороны потерпевшего), а сейчас штраф зависит от фактической суммы выплаты или от лимита (в случае несвоевременного отказа) и начисляется только по требованию потерпевшего.
Теперь страховщик должен на своем сайте размещать информацию о наступлении страхового случая. НССО разработал рекомендации для страховых компаний, как и какую информацию следует размещать. Одновременно страховщик должен передавать информацию в НССО, который разместит ее и на своем сайте – и этот функционал на сайте НССО уже реализован.
Есть изменение, касающееся сокращения сроков централизованного информационного обмена в НССО. Страховщики обязаны загружать данные по заключаемым договорам страхования в АИС НССО в течение 5 дней. Срок был существенно сокращен (ранее правилами профдеятельности он устанавливался в размере 30 дней) по требованию Ростехнадзора. Это, безусловно, позволит сделать базу АИС НССО более актуальной и полезной для всех пользователей этого ресурса – и для ФОИВов, и для страхователей, и для потерпевших.
Страхователь теперь обязан информировать своих работников не только о том, что договор обязательного страхования заключен, но и о том, где и как они могут получить выплату. Информация размещается на корпоративном сайте и в общедоступных для работников местах.
Новации в законе относятся ко всем договорам обязательного страхования ОПО, заключаемым после 6 сентября 2016 года. Изменения повлекут за собой необходимость корректировки ряда документов, в частности, переработку Правил страхования и внесение изменений в тарифы; переработку внутренних документов НССО (9 ППД, 9 иных документов Союза) и страховых компаний, а также доработку АИС НССО и КИС СК.