Страховой надзор – 2017. Заглядывая в год грядущий
Жук Игорь Николаевич
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
|
Какие направления регулирования и надзора за деятельностью страховых компаний и брокеров обозначены как ключевые Банком России на 2017 год?
По состоянию на декабрь 2016 года на рынке действовали 262 страховые организации, 12 ОВС и 104 страховых брокера. Думаю, в 2017 году тренд по сокращению числа участников рынка должен потихоньку сойти на нет. Но пока в сфере нашего внимания остаются несколько компаний-кандидатов на уход с рынка из-за несоответствия требованиям к качеству капитала и активов.
Главной сферой внимания на текущий момент я считаю ОСАГО. Если мы вместе как-то сможем «починить» систему ОСАГО, отремонтировать его и вдохнуть в нее новую жизнь, то по другим видам страхования также появится положительная динамика. ОСАГО – это почти четверть рынка, 220 миллиардов рублей. Если ОСАГО плохо проявляет себя для потребителей – его надо серьезно реконструировать, либо сделать все, чтобы починить существующую модель. Закон о замене выплаты ремонтом – это одна из мер для этого, поэтому Банк России настаивал на его срочном принятии. Число проблемных регионов с начала года выросло с 10-15 до 26. Агентское соглашение РСА работает, но так, что полис купить все равно трудно.
Я не вижу других стимулов на 2017 год, кроме как реально сохранить рынок ОСАГО. Понятно, что тот кто думает о сохранении вместо развития, имеет все шансы скатиться вниз, надо быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте. Поэтому мой основной посыл к страховщикам на будущий год – стремиться сделать так, чтобы наши потери были минимальны.
В 2016 году продолжался рост нестраховых расходов рынка – не только по автогражданке, но и по другим видам, включая страхование жизни. По сельхозстрахованию нестраховые выплаты уменьшились, но по всем остальным видам выплаты по судам в пользу автопосредников и мошенников росли.
Что касается тарифов по ОСАГО, я думаю, еще год мы проживем с действующими тарифами. Вероятно, с 2018 года функцию расчета тарифов, пока передаваемую Банком России партнерам на аутсорсинге, мы будем осуществлять сами. В 2017 году, возможно, пойдет речь о корректировке тарифов в страховании перевозчиков и ОПО (и в плюс, и в минус по разным пунктам).
2017 год примечателен тем, что мы переходим на риск-ориентированный надзор, продолжим изучать бизнес-планы. Обращаю внимание, что за содержание бизнес-планов мы компании с рынка не выводим, но мы хотим, чтобы страховщики нам объясняли, по каким причинам бизнес-план не выполнен, хотим понимать их риск-ориентированный бизнес-процесс. Мы намерены с каждой компанией или страховым брокером находиться в диалоге.
Будем работать с новым планом счетов, думаю, определенная напряженность, связанная с переходом, продлится до 1 апреля 2017 года. Мы надеемся, что в ближайшее время будет решен вопрос гармонизации нормативных актов с Минфином и их регистрации в Минюсте (это относится не только к документам по новому плану счетов, но и к документам по марже и требованиям к капиталу, а также по резервам по нежизни).
Будут определенные новации на рынке медицинского страхования. С 1 января минимальный размер уставного капитала страховых медицинских организаций – 120 миллионов рублей, количество медицинских страховщиков уже сократилось, но это не принципиально для рынка. Реформирование ОМС и ДМС тоже заставляет думать, что 2017 год нас здесь ничем не порадует, но если мыслить о медицине масштабно – здесь есть темы для обсуждений стратегий на будущее. Как мне кажется, после 2018 года некоторые реформы будет легче реализовать.
Что касается темы «входного билета» - минимального размера уставного капитала для остальных страховщиков, в осеннюю сессию в Думу такой законопроект не попал. Но в перспективе повышение минимального размера до 300 миллионов рублей, как мы считаем, это правильная мера. И мы бы хотели, чтобы законопроект попал в весеннюю сессию. В таких вопросах всегда бывает переходный период, то есть в целом, процесс растянется на год-полтора, не меньше.
По большинству видов страхования, кроме ОСАГО, мы видим неплохие перспективы на 2017 год. Отдельно хочу привлечь внимание к селу. В 2016 году завершилось слияние двух объединений агростраховщиков, к сожалению, объединение компенсационных фондов прошло по схеме «один плюс один не равно два», в наличии средства только компфонда НСА. Мы бы хотели, чтобы сельхозстрахование продолжало стабильно развиваться, без уменьшения объема субсидий. К сожалению, сейчас есть решение снизить суммы денежных средств, выделяемые на поддержку сельхозстрахования, и очень бы хотелось чтобы они не дошли до нуля. В агростраховании может быть хороший год, но если на него ориентироваться и не учитывать волатильность, через 2-3 года начнутся проблемы, неурожаи, а страховых премий в достаточном количестве не собрано, и ущерб снова придется оплачивать государству.
В 2017 году, как нам кажется, рынок станет более дисциплинированным в области перестрахования – в связи с работой НПК. Мы надеемся не только вырастить национальную емкость, но и с ее помощью сделать этот рынок более прозрачным, исключить отмыв денежных потоков через перестрахование, в том числе за рубежом. Мы будем запрашивать НПК и компании о передаваемых в перестрахование рисках, ставках и остальных условиях.
Хотим в 2017 году добиться большей понятности и от рынка страхования жизни. Мы считаем, что нынешний рост – это устойчивый тренд, народ массово перекладывает депозиты в инвестиционное страхование жизни. Компании-лидеры этого рынка не имеют претензий от Банка России. Но нас беспокоит, что никакой системы гарантирования, как в банках и пенсионных фондах, по страхованию жизни нет. Поэтому совсем безоглядное перекладывание денег из депозитов в полисы страхования жизни – это не хорошо. В то же время мы высоко оцениваем усилия Ассоциации страховщиков жизни, направленные на развитие этого бизнеса. И даже если множество людей впервые купили полис как инвестиционный инструмент, они тем самым все равно задумались о страховании.
Хотелось бы чтобы в 2017 году было достигнуто понимание по тематике профессиональных стандартов. Они не должны исходить от нас – это СРО страховщиков и брокеров должны давать нам и внедрять стандарты, в том числе касающиеся профессионального обучения. Полагаю, ситуация, когда мы тысячами получаем жалобы от клиентов, а суды перегружены спорами, связана в том числе и с тем, что нет единого понимания стандартов страховых услуг, а также с низким профессиональным уровнем страховых специалистов. С удивлением узнал, что кафедры страховых вузов испытывают проблемы с набором людей на бакалавриат – а значит, в будущем мы можем испытывать дефицит качественных кадров.
В 2017 году будет уделено внимание совершенствованию регулирования и контроля посредников, в частности, мы должны обсудить тему более четких различий между агентами и брокерами. Сегодня финансовая нагрузка на лицензированных брокеров в России, на мой взгляд, является избыточной, она серьезно выросла за последние 3 года, возможно, многое нужно упрощать.
Будет также отрабатываться тема пропорционального регулирования и группового надзора, будут развиваться процессы диджитализации взаимодействия регулятора с участниками рынка.