Как будет строиться деятельность Ассоциации страховщиков жизни в условиях появления саморегулируемой организаии (СРО) на российском страховом рынке? Какие перспективные задачи для отрасли страхования жизни и своей компании Вы видите?
Сборы премий 22 компаний, входящих в Ассоциацию страховщиков жизни и суммарно представляющих более 98% рынка страхования жизни, за 2016 год выросли на 72,5% к прошлому году и достигли 245,6 млрд. рублей (в том числе по страхованию жизни – на 66,7% и составили 214,1 млрд. рублей). Страхование жизни вошло в тройку видов страхования, по которым мы видим наибольшие сборы премии на российском страховом рынке.
Ассоциация страховщиков жизни продолжает развиваться, в нее вошли еще две компании. Деятельность ассоциации никак не противоречит процессам, происходящим в ВСС. Наоборот, мы полностью координируем наше сотрудничество, действуем совместно. Ряд коллег из Ассоциации вошли в новый состав Президиума ВСС, мы предложили кандидата на пост исполнительного вице-президента (сейчас он проходит формальную процедуру утверждения), мы надеемся, это поможет и дальше продвигать тему страхования жизни в рамках ВСС.
Ассоциация страховщиков жизни уделяет много внимания анализу ситуации и путей развития нашей отрасли. Мы обновили ранее утвержденную Стратегию развития российского рынка страхования жизни, разработанную в 2012 году. Мы подвергли документ переработке, так как некоторые пункты Стратегии были выполнены, а некоторые – потребовали уточнения. Обновленную стратегию мы представили ЦБ, Минфину и ВСС.
Основные направления, на которых мы намерены сконцентрироваться, – это, во-первых, дальнейшее развитие инвестиционного страхования жизни, в частности, создание условий для расширения этой продуктовой линейки (в части того, что на Западе именуют unit-linked).
Второе важное направление – это работа страховщиков жизни в меняющейся пенсионной системе Российской Федерации в части добровольных пенсий. Сейчас разрабатывается концепция индивидуального пенсионного капитала, мы хотим обязательно в этом участвовать.
Мы также считаем, что долгосрочные регулярные сбережения, особенно рублевые, требуют стимулов, прежде всего, налоговых. Мы намерены прорабатывать эту тему дальше.
Очень важно использование современных информационных технологий, чтобы упростить процесс заключения страховых договоров, упростить обслуживание наших клиентов.
Дальнейшее снятие регуляторных, законодательных барьеров на пути развития страхования (не только страхования жизни, а в целом, личного страхования) нам тоже кажется очень важным.
И последнее направление обновленной Стратегии – тема, которая переходит из стратегии в стратегию – это повышение финансовой грамотности населения. Здесь уже многое делается, но есть и еще многое, что можно сделать.
Увеличить объем рынка страхования жизни до 1 триллиона рублей – цель, заложенная в Стратегию. Если разделить эту цифру на 140 миллионов населения, получится около 120 долларов по нынешнему курсу на душу населения. Это близко к тому уровню, который есть сейчас в странах Восточной Европы. То есть даже такая амбиционная цель, которую мы ставим – к 2025 году вырасти в 5 раз к сегодняшним показателям сборов – это достаточно реалистично, если смотреть на опыт коллег из Восточной Европы.
Что касается развития бизнеса компании «МетЛайф», у нас много лет действует стратегия, направленная на прибыльность, а не на захват доли рынка. В 2016 году по международной отчетности мы перевыполнили целевые ориентиры, прибыль выросла на 10 % по сравнению с прошлым годом. Основные источники роста прибыли – это снижение убыточности по ДМС, это растущий портфель по страхованию от несчастных случаев и болезней (которое является высокомаржинальным бизнесом) и снижение расходов.
На рынке в целом, поскольку банковский канал дает более 90 % сборов, работа в тандеме «страховщик-банк» выжимает значительную часть прибыли из страховых компаний через комиссии. Если страховщику, не входящему в банковскую группу, приходится конкурировать с другими компаниями за право работать с тем или иным банком, маржинальность там оказывается низкая. Центр тяжести перемещается с клиента в сторону банка, банки хорошо на этом зарабатывают. Поэтому для компаний, работающих на конкурентном рынке, уровень конкуренции, и соответственно, затрат, остается очень высоким.