Развитие страхового надзора – текущий момент и ближайшие перспективы
Жук Игорь Николаевич
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
|
Какие текущие новации в области страхового надзора реализуются Банком России? Какие ожидания регулятор связывает с РНПК и СРО?
На страховом рынке Российской Федерации сейчас работает 247 страховых компаний, 85 страховых брокеров и 12 ОВС.
Обобщив годовую отчетность за 2016 год, актуарные заключения и отчетность по МСФО, мы сделаем выводы, какая у той или иной страховой компании бизнес-модель. Мне представляется странным, что некоторые компании высказываются, например, о сборе бизнес-планов, что мы требуем какую-то избыточную отчетность. Мне кажется, в компаниях это все и так должно быть, они делают это для акционеров и менеджмента. Мы думали, что запрашиваем копию документов, которые в компании уже есть, а выясняется, что это новые документы, то есть у компании нет бизнес-плана, а это вызывает чувство некоторого непонимания. Отклонения от бизнес-плана – это неустойчивость в работе компании, которая не является нарушением как таковым, но должна быть понятна и компании, и менеджменту, и акционерам, и регулятору. А об изменениях в бизнес-процессах надо сообщать в Банк России, давая свой прогноз развития ситуации.
В мае-июне 2017 года для нас и страховых компаний будет ответственная пора – мы, в формате нового плана счетов и подготовки к XBRL, хотим, чтобы нас убедили в понятности активов и финансовой устойчивости. На рынке осталось не так много компаний, и за каждой стоит определенный платежеспособный спрос, поэтому внимание требуется повышенное. Мы сделали большой шаг в части перехода на новый план счетов, он оказался успешнее, чем мы думали.
Что касается развития внутреннего контроля и аудита, Банк России упрекают в некотором запаздывании в части подготовки документов – нет всех методичек, нет документов, касающихся всего описания этого процесса. Компании ждут документов в полном объеме, это неправильно. Есть второй подход – дать то, что возможно сейчас, а потом в диалоге с Банком России все выяснится, если чего-то не хватает – напишите свое видение, не знаю ни одного случая, чтобы компанию наказали за свое видение. Ни одного предписания по тому, что Банком России не стандартизовано, выдано не было.
Обсуждается возможность внедрения принципов пропорционального регулирования. Пропорциональное регулирование не нужно понимать так, что за большими компаниями-лидерами рынка будут усиленно надзирать, а небольшие будут плавать в свободном режиме – это заблуждение. Все компании, которые занимаются страхованием, имеют зону ответственности, к этой ответственности они должны примерить лекало своих возможностей. Мы, безусловно, перейдем через какое-то время к пропорциональному регулированию, но сначала каждая компания должна нас убедить, что она имеет право работать на рынке.
Важная новация – на рынке появилась национальная перестраховочная емкость РНПК, процесс запущен, однако мы еще не задействовали здесь надзорное начало. Регулятору интересно, что было отправлено как цессия в РНПК и что ею было принято или не принято. Это важно и с точки зрения прозрачности рынка перестрахования, и с точки зрения дисциплины, потому что компании стремятся слукавить и формально выполнить требования закона, не меняя своих бизнес-процессов. Перестрахование – крайне важная часть наших преобразований с учетом того, что по оценкам экспертов около трети рынка перестрахования занимали сомнительные операции.
Мы многого ждем от ВСС и других союзов в связи с развитием СРО. 4 июня 2017 года – контрольная дата, после нее не входящие в СРО страховые компании лишатся лицензий. СРО – это механизм, с помощью которого будут внедряться стандарты и добросовестная конкуренция (по каско, другим добровольным видам страхования и особенно по страхованию жизни). К задачам СРО я отношу и развитие темы Solvency, и вопрос о том, что небольшие компании могут работать на рынке при условии, что они не берут большие риски, и им хватает капитала.
Нас волнует страхование жизни (достигшее более 200 миллиардов рублей сборов в 2016 году) в связи с тем, получат ли люди свои деньги по инвестиционному страхованию жизни. Не окажется ли так, что период недовольства людей ОСАГО – это была белая полоса, по сравнению с тем, что мы можем получить в этом виде страхования? В ОСАГО все линейно, действуют объективные процессы, а инвестиционное страхование жизни – это работа с накоплениями населения, вещь гораздо более ответственная. Поэтому страхование жизни добавлено к числу социально-значимых видов страхования, являющихся предметом нашего пристального внимания (наряду с ОСАГО, ОПО, страхованием перевозчиков, сельхозстрахованием с господдержкой, страхованием ответственности застройщиков и туроператоров).
Важный вопрос – результаты работы временных администраций. Банком России создано 6 временных администраций, мы их возглавляем и работаем там в полном объеме. Предполагаю, что сокращение числа страховщиков продолжится, поэтому временные администрации также будут назначаться и далее. Важно понимать, что временная администрация – это не какие-то «черные рейдеры», а возможность спасти компанию. Около 7 % компаний у нас возвращаются к жизни, если есть воля акционеров, грамотный менеджмент и т.д.
К 1 ноября 2017 года для страхового рынка в Банке России будет два центра компетенции по финансовой устойчивости и платежеспособности: Департамент страхового рынка (Москва) и Главное управление ЦФО (Москва). Ранее действовали центры в Новосибирске и Петербурге, теперь ведение компаний с небольшим объемом сборов из Сибири и СЗФО переместится в ЦФО, этот же центр компетенции будет работать со страховыми брокерами. С двадцатью системно значимыми страховщиками и другими крупными компаниями будет работать Департамент страхового рынка. Думаем, что для большинства компаний, с учетом электронных возможностей по общению с регулятором, это не увеличит накладные расходы.