Какие тренды преобладали на рынке страхования жизни в 1 квартале 2017 года? Что ждет страхование жизни в перспективе?
Сегмент страхования жизни продолжает выглядеть наиболее привлекательным и устойчивым, причем как с точки зрения регулятора, так и с точки зрения акционеров. Последние события показывают, что в рамках групп, включающих и банки, и страховые компании, наилучшие результаты показывают компании по страхованию жизни. Совокупный рост сборов продолжается. У 23 компаний АСЖ, собирающих примерно 98 % от общей премии рынка страхования жизни, сборы за 1 квартал 2017 года выросли на 30 % и составили 67,1 млрд. руб., в том числе по страхованию жизни – на 45 % до 59,5 млрд.руб. Это очень высокие темпы роста.
Основным драйвером остается продажа страховых программ через банки. Причиной роста инвестиционного страхования жизни остается заинтересованность банков в получении комиссионного дохода и сохранении клиентов, при одновременном избавлении от чрезмерно дорогих для них депозитов. Начинает оживать рынок потребительского кредитования, а вслед за ним и кредитного страхования жизни, что тоже положительно сказывается на темпах роста.
Обычно тренд, который наблюдается в 1 квартале (особенно могу судить по нашей компании), сохраняется весь год. Есть основания считать, что, если не будет каких-то серьезных макроэкономических потрясений, высокие темпы роста сохранятся.
Очевидно, нам уже сегодня надо думать о том, что будет с нашим рынком через 3-5 лет. На развитых рынках, например, в Западной Европе доля страхования жизни составляет, в среднем, 50 %, даже в Восточной Европе, например, в Польше – такой же показатель. У нас в России он достиг 20 %.Это существенный рост, учитывая, что на момент создания АСЖ он составлял всего 3 %. Рано или поздно мы обязательно достигнем 50 %, ведь для потребителя его жизнь и здоровье, здоровье близких, свое будущее и будущее детей гораздо важнее, чем автомобиль или имущество.
В перспективе 3-5 лет я вижу следующие точки роста. Во-первых, это кредитное страхование, которое будет играть свою роль еще долго, потому что это защита и заемщика, и банковской организации.
Во-вторых, в инвестиционном страховании жизни, которое научились продавать банки, будет развитие в сторону unit-linked, и оно будет тем драйвером, который позволит рынку двигаться вперед. С точки зрения риск-менеджмента, как мы знаем по примеру Германии и Японии, продукты с единовременным взносом менее рискованны, чем с регулярными взносами. Продукты unit-linked, в отличие от наших нынешних продуктов, не содержат гарантированной нормы доходности, а накопительные, сберегательные обязательства страховщика перед клиентами меняются в соответствии с динамикой стоимости активов, принятых в обеспечение этих полисов. Они требуют значительно меньше капитала, чем накопительное страхование, в целом, они интереснее по финансово-экономическим параметрам для страховщиков и их акционеров. В то же время, в силу отсутствия гарантий, они вызывают некоторую тревогу у регулятора и требуют наличия базовых стандартов (которые сейчас разрабатывают совместно ЦБ и ВСС, с учетом всех тех ошибок, которые были сделаны на других рынках). Преимущества unit-linked для клиентов в том, что тут гораздо больше диапазон выбора объектов инвестиций, разнообразие продуктов, их прозрачность и возможность уплаты простых регулярных платежей. Такие продукты можно продавать не только в сегменте высокообеспеченных клиентов, но и среднему классу, который в мировой практике является основным потребителем страхования жизни.
Следующее направление – это пенсионная тематика, о которой мы уже неоднократно говорили. Неспособность государства обеспечивать достойные государственные пенсии дает основания предлагать клиентам добровольные пенсионные программы. Главное условие развития этого направления – отсутствие неравных условий для разных видов финансовых институтов, предлагающих такие программы, а оно пока не устранено.
Еще одно перспективное направление, которое сейчас активно развивает, например, наша компания – это рисковые продукты страхования от несчастных случаев и болезней. Это относительно дешевые программы (стоимостью 200-300 рублей в месяц), и потребность в них есть у всех категорий граждан, причем наиболее острая она именно у малообеспеченных слоев населения. Сегодня эти программы продаются либо также через банки, либо через различных ритейлеров, розничные сети магазинов. Здесь есть проблемы, связанные с необходимостью устанавливать не слишком высокие страховые суммы, чтобы полис был финансово необременительным, а также связанные с низким качеством продаж и низким уровнем возобновления таких договоров, их надо фактически заново продавать каждый год. Тем не менее, это работает, в частности, среди пострадавших в теракте в Санкт-Петербурге оказалась застрахованная, купившая такой наш полис через одного из наших партнеров-ритейлеров. Растет понимание важности этих программ, как следствие растет востребованность и объем продаж, а значит, будет снижаться цена и повышаться объем страхового покрытия.