Лицом к клиенту: как сделать страхование инструментом реальной защиты граждан?
Самиев Павел Александрович
Управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА), генеральный директор ООО «БизнесДром», исполнительный директор Анатитического центра «Институт страхования»
|
Какие действия необходимо произвести страховщикам, чтобы решить проблему мошенничества и злоупотребления правом, а также повысить доверие клиентов к страховому рынку?
За более чем два десятка лет истории страхования в современной России неоднократно менялось число страховщиков, законодательство и структура рынка, но главное осталось неизменными. Речь об отношении клиентов к страховщикам и самих страховщиков к своему бизнесу.
В 1990-х годах о классическом страховании, призванном обеспечить россиян защитой и финансовой помощью в случае непредвиденных ситуаций, собственники и руководство большинства компаний даже не задумывались. Заниматься страхованием в том виде, как его понимали страховщики США и стран Европы, практически никто не хотел. Страхование было удобным и общепризнанным способом строительства различных схем и так называемой налоговой оптимизации. Не удивительно, что в 1996 году в нашей стране было 3500 страховых компаний – самое большое число за всю историю современного страхования. Такой и стала база, на которой создавался рынок.
Кризис 1998 года и борьба регулятора с «оптимизаторами» вытащили рынок из «схемной» паутины и помогли его существенно проредить. Страхованию был нужен рывок, локомотивный вид, который заставил бы клиентов обратить внимание на страховую защиту. Двадцать лет назад на российских дорогах процветали «автоподставы» и бандитизм, а Россия была одной из немногих стран Европы, в которых обязательного страхования ответственности водителей не существовало. Интересы страховщиков и государства совпали – и в 2003 году появилось ОСАГО, призванное стать тем самым локомотивом. Казалось, были созданы все предпосылки, чтобы страховщики начали завоевывать доверие потребителя и показали себя клиентоориентированными и социально ответственными. Но, как оказалось, многим собственникам и руководителям это было не нужно – ОСАГО виделось им как лакомый пирог, кусок которого хотелось получить как можно скорее. О выплатах снова думали редко и не все – работа «с колес», когда деньги на возмещение шли из только что полученной премии, стала очень распространенной. Добавим к этому то, что некоторые страховщики платили посредникам комиссию, после которой от премии мало что оставалось, – в итоге, резервы пополнялись скудно. Уход ряда страховщиков с рынка «по-английски», конечно, еще больше усугубил ситуацию – о доверии страхователей к страхованию не могло быть и речи.
За прошедшие годы менялись и страховое законодательство, и регуляторы, и число страховщиков. Но практика получать как можно больше, не слишком заботясь о потребителе, осталась и перешла с ОСАГО на другие виды розничного страхования. В гонке за сборами были созданы прекрасные условия для развития массового демпинга, в результате которого у многих страховщиков просто не оставалось и не остается средств для формирования резервов и, соответственно, выплат клиентам.
Страховщики, часто затягивая выплаты или «забывая» о них вовсе, сами сделали все возможное, чтобы стать прекрасной мишенью для различного рода «специалистов» по судебным разбирательствам. Теперь компании вынуждены бороться в судах с так называемыми страховыми юристами и терять миллиарды. Только в прошлом году, по данным Российского союза автостраховщиков, объем страховых выплат по суду составил 13,1 млрд рублей, нестраховых – 13,2 млрд рублей. Причем, добросовестными многих из этих «специалистов» не назовешь: стремясь выиграть, они могут фальсифицировать все – само ДТП, договоры цессии и доверенностей, результаты экспертизы, бланки страховых полисов и так далее. А некоторые находчивые граждане стремятся «заработать» преступным путем не только в ОСАГО – так, уже нередки случаи, когда человек покупает полис страхования жизни в нескольких страховых компаниях, а затем с поддельными медицинскими документами обращается за выплатами. При этом, как сообщает Всероссийский союз страховщиков, правоохранители не облегчают жизнь страховщикам – уголовные дела по факту мошенничеств со страховыми выплатами возбуждаются лишь в 14% случаев.
В итоге, страховой рынок существует в условиях, когда и многие страховщики, и некоторые наши сограждане рассматривают страхование лишь как способ обогащения – неважно, каким путем. Но я уверен, что страхованию, локомотивом которого все еще является ОСАГО, можно и нужно придать первоначальный смысл – сделать его инструментом реальной защиты населения и получения справедливой помощи в случае непредвиденной ситуации. Для этого страховое сообщество должно отсеять тех, кто хочет получать возмещение, нарушая закон.
Рынку помогла бы выработка единых критериев выявления страхователей с мошенническими намерениями и внедрение их в качестве профессиональных стандартов во всех компаниях. Также страховщики могли бы установить определенную шкалу риска, к которому было бы привязано ценообразование. Тогда явным мошенникам будет предлагаться самый высокий страховой тариф. И конечно, рынку необходим обмен информацией о недобросовестных клиентах, в котором будут участвовать все компании без исключения. Обрывочные сведения, полученные службами безопасности, и неполные внутренние базы страховщиков, которыми они друг с другом не обмениваются, не дают ощутимого эффекта.
Придя к единым стандартам и наладив информационный обмен, страховщики смогут довольно быстро выявить пласт мошенников и ликвидировать источник их преступного «заработка». Кроме того, компании получат возможность улучшать условия заключения договоров, расширять покрытие для честных клиентов и накапливать деньги для выплат по реальным страховым случаям в полном объеме. Причем, не стоит забывать, что и сами добросовестные страхователи ждут от нас активных действий по борьбе с мошенниками – они хотят быть уверенными, что у страховщиков останутся деньги для выплат им, в первую очередь.
Когда страховщики покажут на деле свою готовность к реальной борьбе с мошенничеством и справедливому возмещению убытков, можно будет говорить о том, что в нашей стране работает институт страхования.