Искусство страхования для страхования искусства
Волков Михаил Юрьевич
Генеральный директор СПАО «Ингосстрах», председатель правления
|
Как российские компании страхуют предметы искусства? Почему «Ингосстрах» выступает не только как профессиональный страховщик, но и как инициатор мероприятий в сфере искусства?
В год своего 70-летия «Ингосстрах» совместно с Государственной Третьяковской Галереей и Институтом русского реалистического искусства (ИРРИ) запустил федеральный проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». Это серия выставок русской живописи, которая идет в крупнейших культурных центрах нашей страны до конца текущего года. Проект реализуется в двух форматах: передвижной картинной выставки и мультимедийной видеофантазии. В выставочном проекте принимают участие более ста полотен, среди которых шедевры Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Гелия Коржева, Виктора Попкова, Эрика Булатова и других известных живописцев ХХ века. Мультимедийное шоу создано по мотивам произведений Ивана Шишкина, Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Марка Шагала, Казимира Малевича, Александра Дейнеки и других выдающихся художников. Основная идея проекта – показать миллионам россиян, как менялась страна в течение почти 200 лет на примере произведений, созданных живописцами-классиками русского и советского искусства.
Стартовал проект в самой западной точке России – 19 июля начала работу выставка картин в Калининграде. С 16 августа открылась мультимедийная экспозиция в Сочи. В Нижнем Новгороде 8 сентября свои двери распахнет Кремль. Посетители выставки смогут увидеть шедевры русского искусства из собраний Третьяковской галереи и ИРРИ. Затем проект «Окна в Россию» отправится в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Красноярск, Москву. Завершится большое турне в декабре во Владивостоке.
Тему искусства для юбилейного федерального проекта «Ингосстрах» выбрал неслучайно. Компания традиционно поддерживает культурные мероприятия и является участником государственных программ по сохранению культурного наследия нации. На протяжении многих лет «Ингосстрах» оказывает услуги страхования культурных и художественных ценностей частным коллекционерам и крупнейшим мировым музеям, включая Государственный музей им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Институт русского реалистичного искусства, Музей современного искусства «Гараж».
Проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» – наш подарок россиянам и туристам, приезжающим в нашу страну, в честь юбилея «Ингосстраха», поэтому вход на все выставки бесплатный. В рамках каждой выставки запланированы открытые лекции и мастер-классы, участие в этих мероприятиях также бесплатное. Все желающие смогут посмотреть график работы выставок и записаться на интересующие мероприятия на нашем сайте, посвященном 70-летию компании. Средняя продолжительность каждой выставки составляет полтора месяца.
Все картины, которые будут представлены на выставках, и мультимедийные инсталляции застрахованы в «Ингосстрахе» на условиях «с ответственностью за все риски». Страхование покрывает все возможные повреждения, а также риски полной гибели предметов, произошедшие по любой причине.
На протяжении многих десятилетий «Ингосстрах» накапливал богатый опыт в области страхования музейных ценностей. Сегодня компания – один из лидеров в этой сфере среди отечественных страховщиков. В страховании предметов искусства есть своя специфика. Страховщик должен уметь очень хорошо оценивать риски и четко понимать, как их можно минимизировать. «Ингосстрах» особое внимание уделяет фирмам – перевозчикам, ведь транспортировка таких ценностей, как картины, хрупкие экспонаты или ювелирные украшения требует повышенного внимания. Кроме того, важно поддерживать необходимый уровень влажности и правильную температуру при перевозке. Требует должной подготовки и помещение, где музейные ценности будут экспонироваться. Поэтому наши многопрофильные специалисты выезжают на место и внимательно изучают условия, фиксируя все технические нюансы. Ведь мы должны не только застраховать предметы искусства и урегулировать убыток при наступлении страхового случая, но и на этапе заключения договора максимально минимизировать существующие риски, чтобы изначально постараться не допустить повреждения шедевров.
При страховании музейных предметов, зачастую применяется формула «от гвоздя до гвоздя»: период ответственности страховой компании начинается с момента демонтажа произведения со стены и заканчивается в момент ее возвращения на «свой гвоздь». По сравнению с другими видами страхования, в этой сфере страховых случаев не так уж много, но неприятности все же случаются. Так, к примеру, «Ингосстрах» участвовал в одной из самых крупных выплат на этом рынке. В 2001 году картина Рембрандта «Портрет пожилой женщины» экспонировалась в Америке. Страховая сумма составляла 12 млн долларов. Пул российских страховщиков, состоящий из шести компаний, взял на себя 10% риска, половина которого пришлась на долю «Ингосстраха». Когда полотно прибыло в Хьюстон, работники музея обнаружили на картине сантиметровый разрыв. Благодаря страховой выплате «Ингосстраха», в размере 1,2 млн долларов США, полотно удалось отреставрировать и выставить на показ публике в музее Хьюстона. Случай с шедевром Рембрандта остается беспрецедентным в России, а рекорд страховой выплаты в стране еще никто не побил.