Уже не экзотика
Скуратова Елена Павловна
Начальник управления комплексного страхования в туризме ООО «Группа Ренессанс Страхование»
|
Понятие интернет-страхования в России уже перестало звучать экзотически, но еще не наполнилось практическим смыслом: заключить договор страхования и оформить полис исключительно через Интернет, не прибегая к услугам курьера, почтового отделения, банка, - до сих пор невозможно. Есть ли у виртуальных каналов продаж шансы сравняться по эффективности с традиционными каналами сбыта?
О том, что у интернет-страхования большие перспективы, свидетельствует несколько факторов. Во-первых, это динамика роста числа пользователей Интернета. Согласно исследованию, проведенному Фондом "Общественное мнение", их количество достигло 8.8 млн. Во-вторых, это общий рост благосостояния граждан и стабильность экономической ситуации в стране, в которой люди уже могут позволить себе приобретать не только полис страхования автомобиля, но и заботиться о сохранности квартиры, дачи, о здоровье и благосостоянии семьи.
О том, что распределение доходов населения меняется, свидетельствует и опыт нашего подразделения - в частности, рост продаж полисов добровольного медицинского страхования, страхования выезжающих за рубеж и страхования имущества. Если в 2002 г. на автострахование приходилось 56.4% продаж RENINS.COM, то за 9 месяцев 2003 г. этот показатель составил 40% за счет увеличения доли в страховом портфеле других видов страхования.
О росте интереса к интернет-страхованию, безусловно, говорит то, что за 9 месяцев этого года подразделение RENINS.COM собрало 624.528 тыс. долл. премии - на 20% больше, чем за весь 2002 г.
Кроме этих скупых цифр, есть эмпирическое ощущение, что люди все чаще склоняются к покупкам через Интернет, особенно, после вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. ОСАГО - это понятный и относительно простой продукт, к тому же государство обязывает приобретать такие полисы, и люди выбирают наиболее удобный способ их покупки. Приобретение полиса через Интернет отнимает гораздо меньше времени, чем визит в офис страховщика, минимизирует количество ошибок при заключении договора страхования.
Рынок развивается, но не такими темпами, как хотелось бы. Прежде всего, этому препятствует различное развитие информационных технологий в столице и регионах. В 30 км от Москвы выбор провайдеров уже не столь широк, и гораздо труднее приобрести высокоскоростной и надежный доступ в Интернет. Эта проблема, наверное, более существенна, чем организация доставки документов страхователю - ведь курьерская служба существует практически в любом городе.
Думаю, что на развитие интернет-страхования положительно повлияло бы и решение проблемы внедрения электронно-цифровых подписей. Эта дополнительная степень защиты важна и для клиентов, передающих персональные данные по сети, и для страховщиков, обретающих уверенность в том, что лицо, приобретающее полис, является тем, за кого себя выдает.