Борьба с мошенничеством - результаты обнадеживают, но проблемы остаются
Ефремов Сергей Иванович
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков, заместитель исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков (РСА)
|
Как развивается работа страхового сообщества по борьбе с мошенничеством в ОСАГО?
В первом и втором кварталах 2017 года объем сборов по страхованию жизни начал опережать премии по ОСАГО, однако «автогражданка» остается тем сегментом, где доля мошенничества самая высокая - 68 %. Нас пугает эта колоссальная цифра. ОСАГО – социальный вид страхования, ежегодно заключаются около 40 млн договоров. При этом в страховании жизни такой показатель значительно меньше. Тем не менее, то зло, с которым мы боремся в ОСАГО, уже приходит в страхование жизни и другие виды страхования, нужно готовиться к тому, чтобы этому противодействовать.
Сравнивая данные первых полугодий 2016 и 2017 годов, мы видим, что 2017 год стал более критичным для страховых компаний - мошенничество продолжает расти. Отчасти это объясняется улучшением ситуации в части сбора данных о мошенничестве - страховщики создали специализированные подразделения, занимающиеся выявлением фактов мошенничества, стали накапливать опыт в этой области. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) стал собирать статистику обращений страховщиков в полицию по статьям УК РФ 159 (мошенничество), 327 (поддельные бланки), а также 303 (фальсификация документов, предоставляемых в судебные органы – это связано с активностью автоюристов).
Проблема имеет несколько составляющих. Во-первых, это мошенничество самих страхователей, когда наши граждане заявляют по ОСАГО больше повреждений, чем непосредственно связано с ДТП. Суммы при этом обычно небольшие (10-50 тыс. руб.), однако общий объем убытков страховщиков от таких заявлений составляет до 10 млрд руб. в год. Во-вторых, страховщики недополучают премии из-за поддельных полисов ОСАГО - как бумажных (на руках у автомобилистов их более 1млн шт.), так и электронных (оформленные на сайтах-клонах). Кроме того, мошенники при оформлении е-ОСАГО указывают не настоящий адрес страхователя, а тот регион прописки, где территориальный коэффициент минимальный. В результате пострадает сам потребитель, когда придет за урегулированием убытка и будет обнаружено, что при заключении договора были указаны недостоверные сведения.
Учитывая число регионов, где убыточность ОСАГО превышает 100 % и страховщики сокращают свое присутствие, можно говорить о том, что около 4-6 млн автовладельцев ездят вообще без полиса. В результате этот вид страхования недополучает свыше 10 млрд руб. страховых премий, плюс еще 1 млрд руб. недополучено из-за поддельных бланков.
И третья самая большая проблема ОСАГО – это криминальные автоюристы, убытки от деятельности которых составляют свыше 20 млрд руб. в год. Если в 2014 - начале 2015 г. работа автоюристов была хаотичная, это были отдельные небольшие группы или самостоятельные автоюристы, то сейчас этим занимаются настоящие ОПГ, выявлять и блокировать деятельность которых уже достаточно сложно.
Наибольшие убытки мошенники наносят страховщикам в регионах ЮФО, ПФО и УФО. Банк России довел эту информацию до президента, в результате были даны соответствующие поручения органам прокуратуры. В трех этих округах прошли выездные совещания с представителями Генпрокуратуры, направленные на противодействие мошенничеству, уже есть реальные результаты, особенно в Челябинской области. Долгое время мы пытались бороться с мошенничеством централизованно, работая в основном в Москве, но увидели, что это не дает того же эффекта, как работа в субъектах РФ, путем объединения информации, активизации местных страховых компаний и местных правоохранительных органов. ВСС решил в каждом субъекте создать рабочую группу, состоящую из представителей страховых компаний, для обмена информацией, выявления признаков мошенничества, групп автоюристов, недобросовестных экспертов, аварийных комиссаров. Эта информация передается в Межведомственную рабочую группу, возглавляемую Прокуратурой, которая принимает уже более серьезные меры.
С конца апреля 2017 года в ОСАГО действует приоритет натурального возмещения, где в теории споров быть уже не должно, так как при урегулировании убытка преимущественно страхователь получает отремонтированный автомобиль, а не денежную выплату. Однако и здесь мошенники начинают активно склонять граждан к тому, чтобы они требовали денежную выплату, обращались в суд. Может, в 2013-2014 годах и могли быть претензии, что страховщики не хотят платить, но сейчас страховщикам выгоднее платить в досудебном порядке, чтобы потом не нести дополнительные расходы. В прошлом году законодательно был увеличен срок для досудебного урегулирования претензий с 5 до 10 дней и это дало определенный положительный результат.
Еще одна группа злоупотреблений связана с тем, что поврежденное транспортное средство под различными предлогами не предоставлялось на осмотр страховщику. Сегодня внесены изменения закон, в соответствии с которыми по требованию страховщика автомобиль на осмотр должен предоставляться в обязательном порядке, иначе документы не будут рассмотрены.
В целом, сейчас идет достаточно активная работа и мы видим определенные результаты. Надеемся, что по итогам второго полугодия эти результаты станут еще более заметными.