Развитие страхования и направления развития надзора
Чистюхин Владимир Викторович
Заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
|
Усматривает ли регулятор какие-то проблемы в опережающем росте страхования жизни и какие меры намерен предпринимать на этом рынке? Какие направления окажутся в сфере особого внимания регулятора в ближайшее время?
В 2017 году были подготовлены и опубликованы два консультативных доклада Банка России, один из которых посвящен страхованию жизни. Как можно увидеть в этом докладе, в страховании жизни мы видим сегодня два главных направления развития. Первое связано с раскрытием информации для клиентов – у многих других субъектов финансового рынка информация раскрывается лучше и страховщики жизни не должны отставать, потому что большая прозрачность способствует большему доверию. Второе – это внедрение долевого страхования жизни (unit-linked). Прежде всего важно расширить линейку страховых продуктов, но при этом нужно учитывать рисковую составляющую, которая есть в этом виде страхования. Подобные продукты рассчитаны на квалифицированных инвесторов, но мы обсуждаем и возможность подключения иных лиц.
Сейчас мы готовим третий консультативный доклад, последний в этом году – по агрострахованию. Надеюсь, что до конца года он будет опубликован и в 2018 году мы начнем его обсуждение. В 2018 году мы также намерены серьезно заняться вопросами противодействия мошенничеству (не только в страховании – это касается и банковского рынка, и микрофинансирового, и профессиональных участников рынка ценных бумаг). Подготовка консультативного доклада или предложений на эту тему займет не менее полугода. Очевидно, что одних усилий правоохранительных органов в этом не достаточно, это показывает и практика многих стран. Даже в странах с развитой страховой системой и хорошей системой противодействия мошенничеству потери от мошенничества составляют значимую долю собираемых премий. Вряд ли и мы сможем побороть это явление в России, но я надеюсь, что нам удастся снизить потери и повысить доверие страховых компаний к потребителям, а потребителей к страховым компаниям.
Мы будем заниматься развитием консолидированного надзора, потому что нам важна финансовая устойчивость не только отдельных страховых компаний, но и целиком тех финансовых групп, в которые страховщики входят. Практика показала, что качественный консолидированный надзор не только дает надзорным органам много дополнительной информации для размышления, но и позволяет самим конгломератам лучше разобраться в своих финансовых потоках и, возможно, наилучшим образом выстроить казначейские системы, системы управления рисками и внутреннего контроля.
Очевидно, что мы не обойдем вниманием подходы к иншуртеху. В рамках конференции «Финополис» прошел круглый стол на эту тему, который показал, что страховые компании имеют об этом представление, но во многих случаях это либо теоретические познания, либо самые первые базовые попытки типа телематики и электронного полиса ОСАГО. Потенциал, тем не менее, огромный, одно только страхование кибер-рисков – это, как мне кажется, целая планета, этим стоит дополнительно заниматься. Большое внимание мы уделяем развитию электронного ОСАГО, ждем завершения разработки проекта РСА, но уже нынешняя версия является вполне работоспособной. Хотелось бы, впрочем, сократить время, которое клиент проводит за монитором, заполняя поля, сделать этот процесс более простым.
Планируется больше внимания уделять вопросам деловой репутации руководителей и собственников страховых компаний – будут осуществляться мероприятия в связи с вступлением в силу в конце января 2018 года закона 281-ФЗ.
Есть смысл сделать еще ряд шагов навстречу потребителям. В частности, будет расширяться (с 1 января 2018 г.) период охлаждения по договорам страхования – до 14 дней, как сейчас в банковской сфере по потребительским кредитам.
Отдельный вопрос – «входной билет» на страховой рынок. Он будет решаться через повышение требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков до 200 млн.руб., а также через анализ бизнес-планов. По этим двум пунктам достигнута договоренность с коллегами из Минфина. А вот третий пункт – о том, что страховщики будут регистрироваться Центральным Банком (по аналогии с тем, как делается для банков), отложен на более позднее время. Нам с коллегами из ФНС надо найти наиболее оптимальную модель регистрации в качестве юридических лиц новых страховых компаний, приходящих на рынок.
Нам совершенно необходимо завершить проработку темы санации страховых компаний – не потому, что нас ожидают какие-то крупные банкротства, а чтобы иметь готовым весь инструментарий. Но понятно, что в ряде случаев альтернативы государственной санации действительно не существует.