Страховые тендеры – типичные ошибки и как их избежать
Капустин Сергей Борисович
Руководитель дирекции по имущественному страхованию ООО СБ «Мирное небо»
|
С какими недостатками в работе страховых организаций, участвующих в закупках в рамках Федерального закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по страхованию имущества и ответственности, приходится сталкиваться? На что необходимо обращать внимание страховщикам, чтобы конкурсная процедура стала для них более успешной?
Страховой брокер, представляющий интересы предприятий перед страховщиками, не только формулирует для рынка потребности заказчиков в страховой защите, но и, в нашем случае, является специализированной закупочной организацией, выполняющей функции организатора закупок страховых услуг и осуществляющей закупки по обязательным и добровольным видам страхования, в том числе с помощью функционала электронных торговых площадок.
Для нас важно не только обеспечить заключение договора страхования в интересах заказчика, но и соблюсти при проведении закупочных процедур принципы равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, а также исключить риски нарушения требований действующего законодательства в сфере закупок и локальных нормативных актов заказчиков.
Исходя из опыта работы на рынке в течение трех лет, страховой брокер обобщил основные недостатки, допускаемые страховыми организациями при подаче предложений на участие в закупочных процедурах. Их можно условно разделить на две основные группы.
К первой группе относятся случаи некорректного формирования цены договора на оказание услуги, являющейся предметом закупки, при проведении закупок по обязательным видам страхования (ОСАГО и ОС ОПО). Это происходит несмотря на то, что на этапе подготовки процедур закупки брокер запрашивает в страховых организациях предварительные коммерческие предложения для обоснования начальной (максимальной) цены договора с предоставлением всей необходимой информации для проведения ее расчета.
Не секрет, что правильность определения стоимости оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), указанной в заявке участника, является яблоком раздора и поводом для направления жалоб в ФАС России. При этом мы столкнулись с тем, что при равных базовых ставках страховых тарифов, утвержденных страховщиками-участниками, итоговые цены заявок, подаваемых на торги, нередко оказываются разными.
В основном это связано с тем, что страховые организации используют значения коэффициента КБМ не из базы РСА, а по году выпуска автомобиля, устанавливают коэффициент мощности не производя пересчет киловатт в лошадиные силы, применяют коэффициент территории не по месту нахождения юридического лица.
При закупках услуг по обязательному страхованию ОПО базовый страховой тариф един для всего страхового рынка и, казалось бы, разногласий быть не должно, но тем не менее, ситуация похожая. В предварительных предложениях страховщики указывают одну цену, а на этапе подачи официальной заявки на участие в закупке, не принимая во внимание всю информацию уровня безопасности опасных объектов, пересчитывают тариф в меньшую сторону, с целью получения преимущества.
В результате участники конкурентной процедуры, допускающие вышеперечисленные неточности, отстраняются от участия в закупочной процедуре.
Ко второй группе недостатков относятся примеры, касающиеся качества работы страховщиков по формированию и оформлению самих заявок, подаваемых на участие в закупке. Закупочной документацией определяется исчерпывающий перечень требований к содержанию и составу заявки на участие в закупочной процедуре, и непредоставление сведений и документов, предусмотренных ею, влечет факт отказа в допуске страховой организации к участию в процедуре закупки. За период нашей работы на страховом рынке, особенно в течение первого года, каждая третья заявка, к сожалению, не соответствовала установленным требованиям. Бывали случаи, что из семи участников, подавших заявки на электронную площадку, к участию в процедуре закупки допускался только один. Другой пример: страховая организация, подготовив на конкурс пакет из 80 документов, тщательно проработала и предоставила все требуемые документы, кроме самой заявки на конкурс. Естественно, участник, подавший неполный комплект, был отстранен от участия в закупке.
По результатам проведения закупочных процедур за трехлетний период и благодаря проявленной заказчиками и брокером принципиальной позиции по соблюдению законодательства и выявлению ошибок, а также несоответствий в документах, качество подаваемых заявок значительно улучшилось. Страховые организации стали более серьезно подходить к оформлению заявок, привлекли внимательных и аккуратных сотрудников к этой работе.
Одновременно улучшилась и экономические параметры заявок по добровольным видам страхования в сторону снижения предлагаемых на конкурентных процедурах закупок страховых тарифов.
Таким образом, роль страхового брокера в качестве организатора закупок в рамках 223-ФЗ состоит в существенном профессиональном улучшении качества и обеспечении объективности проводимых процедур закупок страховых услуг, а также устранении имеющихся недостатков и нарушений. Высокие требования брокера к исполнению требований закона и положений о закупках приносят и экономический эффект, выражающийся в оптимизации тарифных ставок.