Страхование – важная часть развития медицинского туризма
Меркулов Олег Юльевич
Первый заместитель генерального директора ООО СК «ВТБ Страхование» по развитию и продажам
|
Как часто в Россию приезжают с целью лечения? В чем заключается роль страховых компаний при организации въездного медицинского туризма?
Россия может побороться за звание лидера мирового медицинского туризма. Поток иностранцев, приезжающих к нам за медицинской помощью, за 2016 год вырос до 56%, в первом квартале этого года – сразу на 15%. В основном лечиться едут в Москву, Санкт-Петербург и другие города, расположенные в центральной части России. На эти регионы приходится 85% медицинского туристического потока. Поэтому для нашей страны и для страхового рынка развитие въездного медицинского туризма станет одним из важнейших направлений на ближайшие несколько лет.
Лечиться к нам в основном едут граждане из стран бывшего постсоветского пространства. Хотя мы видим, что туристы приезжают и издалека – из США, Германии, Польши и многих других европейских стран. Чаще всего в Россию приезжают активные люди в возрасте от 25 до 50 лет. На лечение также привозят и детей. У нас есть замечательные клиники, которые известны в мире, и в которых, я точно знаю, есть пациенты, приехавшие из-за рубежа именно с детьми.
Наверное, все помнят, как еще в Советский Союз приезжали за коррекцией зрения к нашим специалистам. Между прочим, у нас в стране до сих пор это одна из востребованных медицинских услуг у иностранцев. Также сейчас популярны услуги стоматологов, так как материалы и оборудование такие же, как за рубежом, а «руки» и аренда помещений у нас дешевле и, соответственно, стоимость услуг значительно ниже. Поэтому лечение зубов – самая востребованная услуга: почти половина всех приезжающих на лечение иностранцев – это клиенты стоматологии. Очень развита ортопедия – достаточно много людей из разных стран приезжает в медицинский центр в Кургане, у центра даже есть международный сайт. В России проводятся высококачественные кардиологические операции – шунтирование и стентирование, уровень и эффективность которых уж точно, как минимум, сравнимо с Европой и США.
У нашей страны есть уникальное преимущество – высокий уровень медицинской науки и практики применения при низкой стоимости медуслуг относительно других стран. Я сам постоянно посещаю разные медицинские учреждения, и меня приятно удивляет, что в наших клиниках есть некоторые виды оборудования, которых еще нет даже в европейских странах. А многие наши врачи совмещают работу в клиниках и в России, и за рубежом. Это позволяет пациентам сэкономить значительную сумму денег. Приведу пример. Недавно был показательный случай одного из клиентов нашей страховой компании. Молодой человек прошел обследование у одного известного профессора в России, был поставлен диагноз, но родители настояли также съездить в Израиль на повторное обследование. И там он его прошел, потратил достаточно много денег. При этом диагноз точно совпал с тем, который был поставлен в России. В результате клиенту предложили сделать операцию «у очень известного профессора, который через несколько дней приезжает в Израиль». Операция стоила несколько десятков тысяч долларов. Интересно, что это был тот же самый профессор, у которого наш застрахованный обследовался в Москве. Молодой человек, естественно, не стал делать операцию в Израиле, а вернулся обратно и сделал абсолютно то же самое в Москве совершенно бесплатно по госгарантии.
Для развития въездного медицинского туризма необходимо решить несколько вопросов. Один из них – это популяризация. Страны, которые являются лидером в этом отрасли, проводят специальные конференции, на которых рассказывают о медицинских комплексах, об услугах, о стране, медицинских учреждениях, используют телевизионную рекламу. Там существуют специальные агентства, которые занимаются подбором клиник для туристов. К примеру, в Таиланд ежегодно приезжает 3 миллиона человек в год – это, действительно, очень хорошая статистика и очень большие деньги – десятки миллиардов долларов, которые поступают в экономику страны.
Второй принципиально важный вопрос – это, конечно, виза. Ведь если человек заболел серьезным заболеванием, например, лейкозом и у него есть страховой полис, то ему необходимо выехать на лечение в течение 2-3-х дней, а не через месяц или два, и даже не через две недели. Поэтому важно предусмотреть оперативную процедуру получения медицинской визы, а также ее продление по медицинским показаниям. Ведь для того чтобы привлекать туристов, нужно ласково их встречать на каждом этапе.
У нашей страны колоссальные перспективы для развития въездного медицинского туризма. Нам нужно проводить большие конференции и на них показывать «товар лицом» – клиники, врачей, оборудование, а также привлекать крупнейших международных партнеров, которые уже активно работают в этой сфере.
Кроме того, необходимо подготовить клиники для работы с иностранными клиентами, в том числе по таким пунктам, как знание языка медицинским персоналом, наличие сайтов клиник на языке потенциальных клиентов, международная сертификация клиник, рейтинг клиник и врачей и многое другое. Если клиники не имеют необходимого опыта и достаточных средств, значит, необходима поддержка, государства, бизнеса и страхового сообщества.
Наша страховая компания совместно с заинтересованными клиниками, партнерами и регионами здравоохранения активно работает в этом направлении.
Страховые медицинские продукты являются одним из эффективных инструментов для развития въездного медицинского туризма. Страховая компания продает иностранным гражданам свои полисы, которые предусматривают лечение в ведущих российских клиниках. Таким образом, страховщики выступают проводниками, которые «приводят» иностранного гражданина к российским врачам. Ведь количество людей, которые могут потратить на лечение десятки тысяч долларов, значительно меньше, чем тех, кто может заплатить 200 долларов в год на страховой полис.