Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Рейтинги
Лекарство от безнадежности
Гульченко Александр Сергеевич
Директор департамента перестрахования ОАО СК «РОСНО», заместитель председателя наблюдательного совета РАТСП
страхование сегодняНесоответствие между оценкой надежности страховщика и реальным положением дел - притча во языцех. Чем лечить этот недуг?

Три привычных способа обеспечения надежности страховщиков - это государственное регулирование их деятельности, независимый аудит и создание резервных фондов. Однако есть и четвертый метод - не менее эффективный, но пока не получивший в России должного развития. Этот метод - присвоение рейтингов.

У первых трех способов наряду с очевидными преимуществами есть и определенные недостатки. Так, несмотря на кропотливую и эффективную работу российского государственного страхового надзора, ему объективно трудно контролировать реальность денег и других активов, которые передаются в уставный капитал страховой компании на стадии ее учреждения. Не всегда удается проверять исполнение бизнес-планов. Кроме того, российская методика расчета платежеспособности, хотя и соответствует европейским принципам в целом, но требует некоторых улучшений. Подчеркну еще раз, что, несмотря на сказанное выше, Департамент страхового надзора делает неоценимую работу по контролю финансовой устойчивости страховщиков. И нам остается только немного сожалеть о том, что результаты этой аналитической работы недоступны широкой страховой общественности. Мы видим только ее единичные результаты - решения о приостановлении или отзыве лицензии той или иной компании. Но того, что происходит в это время с надежностью 1.2 тыс. других действующих страховщиков, - мы не знаем.

Второй привычный метод контроля надежности - внешний аудит, к которому в силу закона раз в год должна прибегать любая страховая компания. Но, во-первых, оценка аудиторской фирмы имеет лишь 3 градации: положительное заключение, положительное заключение с оговорками и отрицательное заключение. Во-вторых, сами задачи, решаемые аудиторами, не позволяют им подходить к процессу проверки неформально. Ведь аудитор должен только оценить соответствие отчетности действующему законодательству, а исследовать то, что реально происходило в страховой компании в промежутке между двумя отчетными датами, - не его работа. В-третьих, аудит - это всегда взгляд назад. Аудиторов решительно не волнует вопрос, что будет с компанией дальше, сможет ли она в обозримом будущем выполнить свои обязательства перед клиентами.

Еще один способ обеспечения надежности страховщиков - это формирование центрального резервного фонда из их взносов (как сделано, например, в Lloyd`s). Но вот в России мне почему-то трудно представить себе, что, скажем, все участники Всероссийского союза страховщиков (ВСС) согласятся создать большой фонд на случай катастрофических убытков и передать его в трастовое управление ВСС.
Четвертый метод - присвоение рейтингов - на мой взгляд, является самым оптимальным. Он ни в коем случае не отрицает необходимость государственного надзора и независимого аудита, но удачно дополняет их.

Основное достоинство рейтинга состоит в том, что он не только характеризует надежность страховщика, но и, по сути, является мощным PR-инструментом, поскольку ориентирован на широкую общественность. К тому же именно рейтинг служит для страхователя или партнера по перестрахованию свидетельством того, что страховщик имеет устойчивый портфель, что он "прозрачен" и готов к цивилизованной работе. Таким образом, наличие положительного рейтинга дает большое конкурентное преимущество на рынке, а значит, вынуждает компанию с особым вниманием заботиться о своей надежности.

На Западе рейтинговые службы давно уже стали признанными и уважаемыми участниками страхового рынка. Всем западным страховщикам известны рейтинговые агентства Standard & Poor`s, A.M.Best, Fitch, Moody`s. При этом наибольшее значение имеют рейтинги Standard & Poor`s и A.M.Best. Хотя они и не настолько оперативно, как Fitch, реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, зато охватывают значительно большее количество страховщиков. При этом A.M.Best специализируется, в основном, на американских страховых компаниях, а Standard & Poor`s - на европейских.

Российский страховой рынок международными рейтинговыми агентствами почти не охвачен. Причины - несоответствие российской и международной систем бухгалтерского учета, информационная закрытость российских страховщиков, чрезмерно высокая для России стоимость рейтинговой услуги (около 60 тыс. долл.). Сдерживающим фактором служит и то, что, как правило, международные рейтинговые агентства не присваивают страховщикам оценку, превышающую рейтинг страны их происхождения. В результате российский страховщик, каким бы надежным он ни был, априори будет выглядеть в глазах потребителя хуже, чем многие его иностранные коллеги.

Понятно, что такая ситуация не устраивает многих российских страховщиков. И столь же очевиден вывод? единственный выход из сложившейся ситуации - развитие в России национальных рейтинговых услуг, учитывающих и западный опыт, и всю многогранность нашего страхового рынка.


29 октября 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Рейтинги
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 10.00 (голосовало: 1 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: