Дефицит качественного сервиса в российском перестраховании
Устенко Алена Вадимовна
Директор департамента перестрахования ООО «ИНКОР Страхование»
|
В чем заключаются особенности профессиональной деятельности специалистов по перестрахованию на современном этапе в России?
В последнее время в страховом сообществе все чаще обсуждается вопрос о том, каким должен быть сотрудник страховой компании с точки зрения навыков и компетенций, нужно ли в России специализированное образование, вводятся законодательные стандарты профессиональной квалификации сотрудников страховой деятельности.
Как и у любой другой, у этой инициативы есть сторонники, которые ее поддерживают, но также хватает и тех, кто не видит в этом необходимости и считает, что лучшее образование – это непосредственное погружение в практическую среду. Да, безусловно, ни в одном институте и ни на каких курсах невозможно получить полный спектр необходимых знаний и умений, будь ты андеррайтер, перестраховщик или актуарий. Конечно, когда после получения теоретических знаний ты сталкиваешься с практической стороной своей деятельности, всплывают многие тонкости и подводные камни, приобретаешь тот самый пресловутый опыт, который позволяет свободнее лавировать в решении все более нетривиальных вопросов.
Однако, учитывая специфику российских реалий и довольно низкий уровень культуры страхования в целом по стране, возможность приобретения специализированных знаний для новых специалистов и повышения уровня квалификации для практикующих сотрудников считаю на текущий момент очень актуальной. Это не обязательно должно быть классическое учебное учреждение, возможно, данные цели помогут выполнить некие круглые столы/рабочие группы/учебные классы в рамках отдельно взятой страховой компании. Более того, могу сказать, что некоторые российские страховщики и другие участники страхового рынка уже применяют такой подход и на базе своей организации практикуют подобные мероприятия. Но, к сожалению, пока это не стало распространенной практикой.
Если говорить непосредственно о перестраховании, не понаслышке знаю, что эта сфера пока еще является тайной, покрытой мраком, даже для многих профессионалов, которые не первый год работают на страховом рынке. Среди наиболее интересных предположений, что же такое перестрахование, навскидку вспоминаются: «это когда ты купил полис в одной страховой компании, а потом тебе не понравилось, ты передумал, расторг его и купил новый уже у другого страховщика» и «когда заканчивается срок страхования по полису, и его пролонгируют».
Часто слышу от коллег по цеху, да и сама периодически сталкиваюсь с не вполне корректным пониманием участниками страхового рынка роли и функций перестрахования, а также блоков, смежных с ним (продающие подразделения, отделы урегулирования убытков, брокеры). Зачастую значение цессии страхового портфеля в перестрахование бывает недооценено и/или нарушаются процессы передачи того или иного риска.
Примеры того, когда, скажем, брокер, к которому цедент обратился за размещением риска или портфеля рисков в перестрахование, не готов прорабатывать различные рынки, предоставляя соответствующую экспертизу и многообразие вариантов потенциально возможной защиты, не редки на российском рынке. Само собой, не могу сказать, что все, но некоторые представители перестраховочного брокеринга склонны считать, что их основная и единственная функция заключается в том, чтобы пойти по пути наименьшего сопротивления, разместить риск там, где это сделать проще и быстрее всего, оставляя перестрахователя наедине с дальнейшим сопровождением договора и урегулированием возможных убытков в будущем.
Встречаются ситуации, когда риск прошел все этапы согласования в компании, андеррайтеры и верификаторы оценили предлагаемый договор, продавцы предоставили коммерческое предложение клиенту и, более того, договор уже подписан со страхователем, но не была учтена необходимость факультативного перестрахования риска, по тем или иным причинам «выпадающего» из облигаторной защиты компании (если таковая имеется). В таком случае, приходится экстренно искать перестраховочную емкость для договора, ответственность по которому страховщик уже держит на себе. Разумеется, это в корне неверная последовательность действий.
Случается, что наоборот, некоторые представители страховщиков (в частности, например, продающих или андеррайтинговых подразделений) возлагают завышенные ожидания на процедуру перестрахования и считают, что «если риск всё равно перестрахован, можно в некоторой степени смотреть на него сквозь пальцы и не сильно скрупулезничать с оценкой».
В нашей компании мы стараемся избежать возникновения подобных недопониманий и для этого отладили четкие принципы взаимодействия между подразделениями. Продающие подразделения изначально направляют любой входящий запрос на страхование андеррайтерам и в службу безопасности компании для проверки надежности клиента и его бизнеса. Служба андеррайтинга изучает риск и оценивает, может ли он войти в покрытие в соответствии с условиями нашей действующей облигаторной защиты. Если риск не покрывается облигатором или страховая сумма превышает его емкость, андеррайтеры направляют его для предварительного размещения в службу перестрахования. Таким образом, осуществляется многоуровневая проверка риска на стадии получения запроса от клиента.
Вообще мы считаем немаловажным аспектом ежедневной деятельности компании открытость и доступность любого из участников нашей команды к обсуждению возникающих вопросов, решение по которым на первый взгляд не кажется очевидным. Ведь все-таки все мы разными путями идем к достижению одной общей цели – занять свою бизнес-нишу, обеспечивая компанию устойчивым и как можно более рентабельным страховым портфелем.
В своей работе наша команда руководствуется пикантным, но оттого не лишенным своего очарования слоганом: «Мы продаем страховые выплаты». Несмотря на свою провокационность, это определение страховой деятельности наиболее четко отражает положение дел. Ведь основная задача любого страховщика – оказать финансовую поддержку клиенту в случае наступления страхового события.