Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Агрострахование
Агрострахование и государство: новый формат отношений?
Биждов Корней Даткович
Президент «Единого объединения страховщиков агропромышленного комплекса – Национального союза агростраховщиков»
страхование сегодняКакие перемены ожидаются в системе агрострахования в России? Готовится ли усиление присутствия государства?

У страховой отрасли особую реакцию вызвало предложение о создании специализированной госкомпании по агрострахованию, которое в очередной раз прозвучало на совещании 4 сентября 2018 года у полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе С. Меняйло, в качестве одного из возможных вариантов развития систем агрострахования.

Хочу отметить, что эта тема стала уже традиционной – Национальный союз агростраховщиков (НСА) участвует в ее обсуждении на различных уровнях с 2010 года. При этом позиция союза была и остается неизменной: механизм госкомпании-монополиста в агростраховании относится к прошлому столетию, в современных условиях он слишком затратен, и главное - неэффективен. Поэтому даже Китай и Индия, известные очень высоким участием государства в экономике, в XXI веке отказались от госмонополии (Индия – относительно недавно, в 2014 году) и строят систему агрострахования на условиях частно-государственного партнерства. У обеих стран это получается достаточно успешно – к 2017 году они заняли соответственно второе и третье место в мире по объему рынка агрострахования после США. Нет оснований полагать, что российская страховая отрасль не способна стать эффективным партнером государства на аналогичных условиях.

Стоит также подчеркнуть, что в нашей стране необходимые для сельского хозяйства финансовые механизмы организованы с участием государства, но на конкурентной основе. Так, в льготном кредитовании предприятий АПК ведущая роль принадлежит государственному Россельхозбанку, но и другие банки, включая региональные, участвуют в этой системе – там, где видят для себя меньше рисков. Дочерняя страховая компания Россельхозбанка – член НСА, принимает активное участие в работе союза по развитию агрострахования.

В настоящий момент НСА действительно отмечает кардинальные перемены в отношении органов власти к задаче совершенствования национальной системы агрострахования. И это – хорошая новость: еще недавно существовала опасность, что созданная совместными усилиями государства и страховой отрасли система может быть разрушена в результате смены принципов финансирования господдержки АПК. Сейчас вопрос вновь возвращен на федеральный уровень, и к агрострахованию привлечено беспрецедентное внимание государственных структур.

Напомню, закон о господдержке страхования сельхозрисков в России действует с 2012 года, но только в 2016 году в нашей стране, благодаря корректировке законодательства, была создана единая общероссийская система агрострахования, соответствующая принципам мировой практики и обеспечивающая застрахованным аграриям вполне определенные гарантии в части защиты их прав и интересов. Тем самым Россия ликвидировала, пусть и с запозданием, отставание в этой сфере от большинства своих конкурентов на рынке аграрной продукции – от тех же США, Китая, Индии, стран ЕС и Турции, которые свои системы агрострахования последние 10-15 лет развивали весьма активно.

Однако в таком режиме российское агрострахование успело отработать только год: с 2017 года были изменены принципы господдержки сельского хозяйства в нашей стране, и субсидии на страхование были включены в состав так называемой «единой субсидии». Фактически, это означало, что с этого момента органы АПК субъектов РФ должны были сами решать, нужно ли им поддерживать агрострахование и в каком объеме. Агрострахование, в условиях сокращения общего объема господдержки АПК, закономерно оказалось не в списке приоритетов. Рынок агрострахования уменьшился по премии с 9,7 млрд. руб. в 2016 году до 4,3 млрд. в 2017, охват посевов страхованием упал до незначительных 1,7%, при этом ход заключения договоров в первом полугодии 2018 года подтвердил тенденцию дальнейшего спада.

Благоприятный агроклиматический период, который наблюдался в России с 2013 по 2017 годы, позволял резервировать ежегодно в бюджете госпрограммы развития сельского хозяйства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) не более 2-3 млрд. руб. Однако этот период был скорее исключением: в 2018 году уже к августу регионы заявили об ущербе аграриям от различных ЧС на сумму 8,7 млрд. руб. При этом максимальный разовый убыток от ЧС в растениеводстве был зарегистрирован в России в результате засухи 2010 года и достигал 1 млрд. евро. При повышенном уровне ущерба государство может задействовать резервные фонды, однако они предназначены не только для компенсации потерь сельского хозяйства, но в первую очередь для ликвидации последствий, которые самые различные ЧС могут нанести населению и инфраструктуре.

НСА неоднократно обращался в органы госвласти с призывом не допустить разрушения системы агрострахования, и голос страховой отрасли был услышан. После ряда слушаний, совещаний и заседаний в стенах Совета Федерации и Государственной думы, в апреле НСА был приглашен выступить по вопросу агрострахования на заседании Совета Законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации, а в июне – на совещании Правительства РФ под председательством премьер-министра Д. А. Медведева. Итогом этих мероприятий стали рекомендации и поручения о разработке мер по повышению охвата АПК агрострахованием до уровня 2014 года, когда было застраховано 18% посевов. Ожидается изменение условий агрострахования с господдержкой: соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении 3 июля, осенью запланировано его второе чтение.

Основная задача – это адаптация условий агрострахования с господдержкой к конкретным потребностям агропроизводства в регионах с тем, чтобы при ограниченных возможностях государства по субсидированию обеспечить максимально широкий охват аграриев страхованием. Прежде всего это касается страхования рисков растениеводства. Сейчас поставлен вопрос о том, чтобы предложить конкретные практические решения на уровне регионов, и НСА принимает самое активное и непосредственное участие в этой работе. При наличии поддержки государства и страховой отрасли, решения будут найдены. Их ждут около 200 тыс. сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств нашей страны.


6 сентября 2018 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Агрострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 10.00 (голосовало: 1 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: