Агрострахование и государство: новый формат отношений?
Биждов Корней Даткович
Президент «Единого объединения страховщиков агропромышленного комплекса – Национального союза агростраховщиков»
|
Какие перемены ожидаются в системе агрострахования в России? Готовится ли усиление присутствия государства?
У страховой отрасли особую реакцию вызвало предложение о создании специализированной госкомпании по агрострахованию, которое в очередной раз прозвучало на совещании 4 сентября 2018 года у полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе С. Меняйло, в качестве одного из возможных вариантов развития систем агрострахования.
Хочу отметить, что эта тема стала уже традиционной – Национальный союз агростраховщиков (НСА) участвует в ее обсуждении на различных уровнях с 2010 года. При этом позиция союза была и остается неизменной: механизм госкомпании-монополиста в агростраховании относится к прошлому столетию, в современных условиях он слишком затратен, и главное - неэффективен. Поэтому даже Китай и Индия, известные очень высоким участием государства в экономике, в XXI веке отказались от госмонополии (Индия – относительно недавно, в 2014 году) и строят систему агрострахования на условиях частно-государственного партнерства. У обеих стран это получается достаточно успешно – к 2017 году они заняли соответственно второе и третье место в мире по объему рынка агрострахования после США. Нет оснований полагать, что российская страховая отрасль не способна стать эффективным партнером государства на аналогичных условиях.
Стоит также подчеркнуть, что в нашей стране необходимые для сельского хозяйства финансовые механизмы организованы с участием государства, но на конкурентной основе. Так, в льготном кредитовании предприятий АПК ведущая роль принадлежит государственному Россельхозбанку, но и другие банки, включая региональные, участвуют в этой системе – там, где видят для себя меньше рисков. Дочерняя страховая компания Россельхозбанка – член НСА, принимает активное участие в работе союза по развитию агрострахования.
В настоящий момент НСА действительно отмечает кардинальные перемены в отношении органов власти к задаче совершенствования национальной системы агрострахования. И это – хорошая новость: еще недавно существовала опасность, что созданная совместными усилиями государства и страховой отрасли система может быть разрушена в результате смены принципов финансирования господдержки АПК. Сейчас вопрос вновь возвращен на федеральный уровень, и к агрострахованию привлечено беспрецедентное внимание государственных структур.
Напомню, закон о господдержке страхования сельхозрисков в России действует с 2012 года, но только в 2016 году в нашей стране, благодаря корректировке законодательства, была создана единая общероссийская система агрострахования, соответствующая принципам мировой практики и обеспечивающая застрахованным аграриям вполне определенные гарантии в части защиты их прав и интересов. Тем самым Россия ликвидировала, пусть и с запозданием, отставание в этой сфере от большинства своих конкурентов на рынке аграрной продукции – от тех же США, Китая, Индии, стран ЕС и Турции, которые свои системы агрострахования последние 10-15 лет развивали весьма активно.
Однако в таком режиме российское агрострахование успело отработать только год: с 2017 года были изменены принципы господдержки сельского хозяйства в нашей стране, и субсидии на страхование были включены в состав так называемой «единой субсидии». Фактически, это означало, что с этого момента органы АПК субъектов РФ должны были сами решать, нужно ли им поддерживать агрострахование и в каком объеме. Агрострахование, в условиях сокращения общего объема господдержки АПК, закономерно оказалось не в списке приоритетов. Рынок агрострахования уменьшился по премии с 9,7 млрд. руб. в 2016 году до 4,3 млрд. в 2017, охват посевов страхованием упал до незначительных 1,7%, при этом ход заключения договоров в первом полугодии 2018 года подтвердил тенденцию дальнейшего спада.
Благоприятный агроклиматический период, который наблюдался в России с 2013 по 2017 годы, позволял резервировать ежегодно в бюджете госпрограммы развития сельского хозяйства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) не более 2-3 млрд. руб. Однако этот период был скорее исключением: в 2018 году уже к августу регионы заявили об ущербе аграриям от различных ЧС на сумму 8,7 млрд. руб. При этом максимальный разовый убыток от ЧС в растениеводстве был зарегистрирован в России в результате засухи 2010 года и достигал 1 млрд. евро. При повышенном уровне ущерба государство может задействовать резервные фонды, однако они предназначены не только для компенсации потерь сельского хозяйства, но в первую очередь для ликвидации последствий, которые самые различные ЧС могут нанести населению и инфраструктуре.
НСА неоднократно обращался в органы госвласти с призывом не допустить разрушения системы агрострахования, и голос страховой отрасли был услышан. После ряда слушаний, совещаний и заседаний в стенах Совета Федерации и Государственной думы, в апреле НСА был приглашен выступить по вопросу агрострахования на заседании Совета Законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации, а в июне – на совещании Правительства РФ под председательством премьер-министра Д. А. Медведева. Итогом этих мероприятий стали рекомендации и поручения о разработке мер по повышению охвата АПК агрострахованием до уровня 2014 года, когда было застраховано 18% посевов. Ожидается изменение условий агрострахования с господдержкой: соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении 3 июля, осенью запланировано его второе чтение.
Основная задача – это адаптация условий агрострахования с господдержкой к конкретным потребностям агропроизводства в регионах с тем, чтобы при ограниченных возможностях государства по субсидированию обеспечить максимально широкий охват аграриев страхованием. Прежде всего это касается страхования рисков растениеводства. Сейчас поставлен вопрос о том, чтобы предложить конкретные практические решения на уровне регионов, и НСА принимает самое активное и непосредственное участие в этой работе. При наличии поддержки государства и страховой отрасли, решения будут найдены. Их ждут около 200 тыс. сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств нашей страны.