Стандарты страховой брокерской деятельности
Рыбаков Сергей Игоревич
Генеральный директор ООО СБ «РИМС» до 10.09.2019 г., к.э.н.
|
Помогут ли стандарты повысить качество обслуживания страхователей или произойдет редукция к «стандартному» подходу?
Базовые стандарты были заявлены в качестве инструмента саморегулирования при принятии Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». После определения Банком России перечня обязательных стандартов для саморегулируемых организаций, объединяющих страховых брокеров, был сформирован Комитет по стандартам по деятельности страховых брокеров, в который вошли представители Центрального Банка, Министерства финансов, Федеральной антимонопольной службы и Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ).
С июня 2017 года созданные Комитетом рабочие группы в постоянном контакте с Банком России ведут разработку двух базовых стандартов для страховых брокеров - защиты прав и интересов получателей услуг страховых брокеров и совершения страховыми брокерами операций. Рабочие группы вышли на «финишную прямую» и есть основания полагать, что в 2019 году страховые брокеры должны будут привести свою деятельность в соответствие с требованиями базовых стандартов.
Как и страховщики, для которых базовые стандарты были утверждены в августе 2018 года, страховые брокеры получат «отсрочку», но расслабляться им не следует: если стандарт совершения операций в основном упорядочивает практику оказания страховыми брокерами услуг, то стандарт защиты прав получателей вводит для брокеров принципиально новые обязанности. Изменится объем и структура подачи информации для потенциальных потребителей, в том числе размещаемой на сайте страхового брокера, существенно расширится объём сведений, предоставляемых страхователям до заключения договора страхования. Отдельный раздел стандарта будет посвящен претензионной работе брокеров с жалобами потребителей.
Утвержденные базовые стандарты станут еще одним шагом на пути к саморегулированию, так как объектом контроля со стороны АПСБ станет непосредственно деятельность ее членов. В том числе, если потребуется, — и путем проведения аналогов контрольных закупок.
В целом, стандартизация деятельности страховых брокеров может дать положительный эффект , при условии, что ее главная цель — создать потребителю страховых услуг условия для выбора оптимального решения по оптимальной для него цене. Нельзя забывать, что именно это и составляет основное содержание деятельности страховых брокеров: формирование оптимальной страховой услуги для потребителей и поставщиков страховых услуг. По своей природе страховое брокерство относится к постиндустриальной, основанной на знаниях экономике, которой прямо противопоказана любая бюрократизация. Поэтому стандарты должны стать для страховых брокеров методическим подспорьем, а не прокрустовым ложем, сковывающем разумную предпринимательскую инициативу.
В ходе взаимодействия рабочих групп с представителями Банка России удавалось выработать сбалансированный подход к содержанию базовых стандартов. Насколько будет успешным их применение — зависит от самих страховых брокеров, АПСБ и надзорного органа.