Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Технологии, Новые страховые поля, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
На низком старте: российский Insurtech готов проявить себя
Замашкина Наиля
Операционный директор, директор акселерационных программ OOO «Финтех Лаб»
страхование сегодняКак Вы оцениваете современное состояние рынка Insurtech в России и его перспективы?

Мода на Insurtech охватила мир, об этом направлении уже можно говорить, как о состоявшейся индустрии. Но пока не в России, где подобные стартапы воспринимаются многими скорее как заявка в красивое завтра, а не как реально работающие и приносящие прибыль сервисы. Но связано это не с технологической отсталостью российских страховщиков, а с низким спросом потребителей на инновационные продукты.

Insurtech во многом повторяет судьбу Fintech. Это сегодня инновационные банковские услуги вроде онлайн-банка или банковских мобильных приложений стали для нас привычным и даже обыденным явлением, а ведь ещё 5-7 лет назад такие сервисы были в наличии лишь у немногих отчаянных пионеров индустрии. По оценкам Ernst&Young, объём российского рынка Insurtech на сегодня составляет около $0,17 млрд, в то время как за последние пять лет только в сервисы по страхованию жизни, здоровья, от несчастных случаев и некоторые другие виды страхования инвесторы во всём мире вложили $9,3 млрд.

Выходит, Россия пока далека от лидеров этого мирового тренда? Да, но вся правда в том, что нашим страховым компаниям ничто не мешает своевременно вскочить на подножку этого поезда и создать в страховании вполне современную индустрию, как это получилось у банков. Молодость – наше преимущество. Уход в цифру – единственная дорога для наших страховщиков. Как заявил недавно в ходе форма «Страховой бизнес в эпоху перемен» Игорь Юргенс, глава ВСС, другой дороги просто нет и на маржинальности страхования через 10 лет заработать будет нельзя. Дословно это звучало так: «Мозгами надо, мозгами».

В реальности, страховщикам придётся делать это намного раньше – если, конечно, у них есть амбиции довести долю страхования в ВВП России с нынешних 2% до, хотя бы, 8-10%  (т.е. до половины от общемировой нормы). Для достижения этой цели нужно преодолеть существующие препятствия, часть из которых по своей природе вовсе не финансового свойства. Например, доверие потребителей, их страхи и готовность воспринимать новые технологии, культура страхования в конце концов. В России к страхованию относятся как к чему-то необязательному и не очень нужному, о нем вспоминают в момент наступления страхового случая.

Тем не менее, рынок Insurtech в России существует и представлен значительным количеством как участников, так и сервисов. Причем, они не ограничиваются лишь удаленным обслуживанием и дистанционным доступом к страховым услугам («страховой компанией в телефоне»), как считают сегодня многие потребители. Какие же технологии в страховании работают уже сейчас, а какие представляют собой историю завтрашнего дня или просто, как говорится, вдохновляют?

Начнем с очевидного – всего, что связано с цифровизацией (или роботизацией) повседневных операций, со снижением издержек самих страховых компаний, с развитием удалённых каналов – то, что реально работает и приносит прибыль. Я говорю, в первую очередь, о таком направлении, как обработка данных, о сервисах, снижающих вероятность страхового мошенничества. Сюда же относятся разработки в области коммуникаций с клиентами - роботизированные call-центры соревнуются в точности распознавания голоса клиента, не теряющие актуальности чат-боты, различные мобильные приложения и так далее). Эти технологии сегодня успешно внедряются российскими страховщиками. В Insurtech-акселератор, стартовавший буквально на прошлой неделе, попали целых 5 сервисов по роботизации рутинных обзвонов клиентов. Страховые компании (а партнерами акселератора выступили четыре  компании – «АльфаСтрахование», «Уралсиб Страхование», «Югория» и «Ингосстрах») выбирают и пилотируют сразу по несколько решений. Планируется, что в коммерческую эксплуатацию попадет сильнейший.

На следующем этапе на первый план выходят сервисы, предлагающие максимально кастомизированные страховые продукты с индивидуальными тарифами. Речь идёт, например, о страховании автогражданской ответственности не на год, а, условно, на сутки - on-demand insurance, сервис к которому уже долгое время присматриваются страховщики, но запустили его единицы.  Или, например, о снижении страховых премий за ведение здорового образа жизни, спокойную манеру вождения автомобиля, оснащение недвижимости специальными датчиками (технология «умный дом») и так далее. Такие технологии вполне успешны с точки зрения бизнес-моделей, но их масштабирование сдерживается, во-первых, правовой неопределённостью (законодательство не всегда поспевает в ногу с прогрессом), а, во-вторых, сдержанностью клиентов ко всему, что связано с раскрытием информации о себе или своём имуществе. А ведь индивидуальные страховые продукты с использованием телематических устройств невозможны без предоставления такой информации. Хотя, отмечу, что, к примеру, бюро кредитных историй уже сегодня может поделиться аналитикой для выявления связи платежеспособной дисциплины клиента с манерой его вождения автомобиля и аварийностью на основе анализа больших данных (big data). Поэтому сервисы по анализу больших данных от множества поставщиков даже без участия (или согласия) клиента, сегодня вполне жизнеспособны.

Жизнеспособно и такое направление Inshurtech, как автоматизация процесса мониторинга застрахованного имущества. Здесь диапазон доступных сегодня решений очень широк - от регистрирующих датчиков и «умных домов» до использования дронов для осмотра крупных промышленных или инфраструктурных объектов, а также для оценки состояния посевов при сельхозстраховании.

Интересно, что согласно исследованию KPMG, в странах с развитым страховым рынком наиболее перспективными видами в этом году стали страхование беспилотных автотранспортных средств, киберстрахование и полисы для дронов и интернета вещей. Для страховщиков в России эти ниши пока имеют чисто теоретический интерес – и не по причине отсталости технологий, а из-за отсутствия актуального спроса на такие продукты. Но, кстати, далеко не факт, что нам придётся проходить традиционный путь к развитому страховому рынку, «закрывая» страхованием сначала базовые потребности – страхование жизни, имущества и прочие классические продукты. Вполне возможно, что локомотивом в развитии индустрии станут уже новые страховые продукты, как ответ на запрос новой аудитории, новых потребителей страховых услуг. А ваши дроны уже застрахованы?


12 декабря 2018 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Новые страховые поля, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.82 (голосовало: 11 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: