Диджитализация российского страхового рынка сдерживается низким запросом и потребителей, и страховщиков на эти изменения. Можно ли изменить ситуацию? Как компаниям придется менять привычные механизмы работы, чтобы ускорить рост рынка InsurTech?
По сравнению с мировыми рынками, российский сектор новых технологий в страховании – InsurTech – находится на начальном этапе своего развития. Или же в зачаточном состоянии, если называть вещи своими именами. При этом мировая индустрия иншуртех развивается стремительно. Согласно исследованию страхового брокера Willis Towers Watson в целом в мире в третьем квартале прошлого года в Insurtech-стартапы инвесторы вложили $1,25 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество сделок увеличилось на 19% при этом объем финансирования вырос сразу на 303%. В целом же, с начала 2018 года, в InsurTech-сферу было проинвестировано более $2,5 млрд.
В исследовании подчеркивается, что главенствующую роль на этом рынке занимают США. Так, начиная с 2013 года, 57% от общего объема финансирования InsurTech в мире пришлось именно на долю США. Великобритания, с показателем в 9%, удерживает второе место, по 5% занимают Китай и Германия, 4% - Индия и 2% - Франция. Россия же вошла в список стран под грифом «остальные». Суммарно на них приходится около 18% рынка.
Даже беглый взгляд на это распределение долей рынка позволяет понять, что активнее всего развивается эта индустрия в странах с уже сложившимся страховым рынком (США, Европа). Что касается Китая и Индии, попавших в список лидеров, то объясняется это, в первую очередь, масштабами этих стран и тем, что под многие проекты инвесторы формируют команды разработчиков именно там.
В этом и состоит главная причина отставания российского InsurTech-рынка. Проникновение новых технологий в России сдерживается ещё только зарождающейся страховой культурой населения, отсутствием привычки страховать свои риски и, следовательно, низким запросом потребителей на страхование в целом. К нему до сих относятся не как к осознанной, но как к навязанной необходимости, а уровень доверия к страховым компаниям – один из самых низких среди всех компаний финансовой отрасли. Даже если не брать в расчет ОСАГО с укоренившимся мнением о нем, как о дополнительном налоге на автолюбителей, то, как аккуратно отмечают во Всероссийском союзе страховщиков, «усиливается синергия банков и страховых компаний – на банковский канал продаж приходится 33,9% совокупных страховых взносов». Проще говоря, более трети своих клиентов страховщики получают через банки. И существенную долю в этом играет так называемое «кредитное страхование», когда приобретение полиса является обязательным условием выдачи банковского кредита. Вторая важная составляющая продаж через банки – инвестиционное страхование жизни, однако это, все же, именно инвестиционный, а не чисто страховой продукт.
В «Эксперт РА», например, прогнозируя результаты страхового рынка в 2019 году, прямо отмечают, что по страхованию от несчастных случаев и болезней темпы прироста премий снизятся до 10–11%, что будет обусловлено ростом банковских ставок и замедлением на рынке потребительского кредитования. Страхование автокаско, по мнению агентства, также будет находиться под давлением увеличившихся ставок по кредитам и предполагаемого замедления роста продаж новых автомобилей.
А ведь диджитализация в сфере страхования происходит как ответ на потребности и самих страховых компаний, и их клиентов. Но пока сами страховщики, в противовес того, что можно услышать на профильных конференциях, воспринимают InsurTech лишь как некую надстройку к уже существующим бизнес-процессам, отказываясь признавать происходящую (пока за рубежом) революцию в страховании. То есть российские разработчики, в принципе, могут конкурировать со своими зарубежными коллегами (индустрия финтеха убедительный тому пример), однако у них отсутствует опыт разработки продуктов в сфере InsurTech в силу низкого спроса на них.
Хотя, определенные подвижки в этом направлении есть. Так, например, осенью прошлого года один из крупнейших игроков на российском страховом рынке анонсировал проект по созданию полностью диджитальной страховой компании, работающей с новыми продуктами и новыми рынками, отметив, что это будет не традиционная, а именно технологическая компания. Несмотря на то, что успех этого проекта далеко не очевиден, и к его предполагаемой модели есть целый ряд вопросов, сам факт его запуска позволяет, как минимум, привлечь дополнительное внимание к вопросам применения InsurTech на практике.
С другой стороны, именно замедление темпов прироста страхового рынка может стать драйвером для развития этой отрасли в России. В условиях охлаждения рынка, страховщики будут вынуждены оптимизировать свои расходы, более эффективно бороться с мошенничеством, стараться конкурировать за клиента и качеством услуг, и персонализацией тарифов. Без применения новейших технологий по усовершенствованию систем скоринга, анализа больших данных, роботизации многих процессов внутри компании этих целей не достичь.