Техосмотр – не отменять, а наладить
Ефремов Сергей Иванович
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков, заместитель исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков (РСА)
|
Как меняется система технического осмотра (ТО) в России и какова позиция РСА по предлагаемым законодательным изменениям в этой сфере?
РСА является контролирующей организацией за деятельностью операторов технического осмотра в Российской Федерации. Сейчас тема ТО снова начала активно звучать, так как в конце декабря 2018 года ряд депутатов Государственной Думы выступили с предложением полностью отменить ТО. Однако вскоре произошло серьезное ДТП в Смоленской области, где погибли дети, и при проверке выяснилось, что автобус формально числился прошедшим ТО в Норильске, будучи в эксплуатации в Смоленске. Известно много случаев формального техосмотра.
РСА вместе с Министерством экономического развития с 2015 года готовил новый законопроект, направленный на то, чтобы путем введения дополнительных мероприятий исключать возможность формального прохождения ТО и непосещения водителями пунктов ТО. Сейчас этот законопроект прошел первое чтение в Думе, ждем второго чтения. В начале марта проект прошел слушания в Правительстве, там оценили предусмотренные в нем предложения.
Первое нововведение – это электронная диагностическая карта. Сегодня законодательство построено так, что страховщики не вправе проверять предоставленную информацию по диагностической карте, это лежит на совести самого владельца транспортного средства, и при использовании этих бумажных документов было много злоупотреблений. В законопроекте предусмотрен отказ от бумажной в пользу электронной формы.
Второе важное предложение – фото- и видеофиксация процесса ТО, которая позволит устранить случаи, когда водитель не приезжает на станцию ТО. Видеофиксация будет подтверждать, в какое время и в каком месте транспортное средство было на пункте ТО с фиксацией номерного знака. Сведения будут отправляться в ЕСТО (Единая система технического осмотра), видеозапись будет храниться, ее можно будет поднять и проверить, как реально проводился ТО.
Кроме того, вводятся дополнительные административные меры к водителям. С 2012 года и по настоящий момент административных наказаний за отсутствие ТО нет. Новый закон предусматривает штраф за отсутствие ТО в размере 2 тысячи рублей. Контроль наличия диагностической карты также будет проходить через видеофиксацию с помощью дорожных видеокамер, как и планируется сделать с полисом ОСАГО. Если камеры зафиксируют это нарушение несколько раз в течение суток, штраф будет приходить 1 раз за сутки.
Проект предусматривает внесение изменений в Уголовный Кодекс в части ответственности за проведение ТО без аккредитации. За нарушение правил аккредитации также предусмотрены дополнительные административные меры.
На сегодняшний день в России 4900 операторов ТО, в среднем, один оператор проводит 50-60 диагностических проверок в сутки. По новому закону будет ограничение, каждому оператору будет предоставляться своя квота, ориентированная на его пропускную способность (в среднем -- 30-40 проверок в сутки). Соответственно, количество операторов ТО должно увеличиться, чтобы исключать возможные очереди.
И еще одно новшество – это усиление государственного контроля. Законопроектом вводится возможность передачи права проверки технического состояния автомобилей в случае обращений и жалоб в Государственную автомобильную инспекцию. Мы это приветствуем, так как только этот орган может реально контролировать действия операторов. РСА остается функция аккредитации и контроля за аккредитацией операторов ТО, то есть два крупных института будут работать в связке. Рассматривается также возможность возложить на ГАИ особый контроль за ТО пассажирского транспорта (автобусов), так как все последние резонансные ДТП с гибелью людей были именно с автобусами. Автобусный парк в стране старый, контроль за его эксплуатацией должен быть особый, и его следует возложить на технический надзор ГАИ.
Мы ожидаем подвижек в системе ТО и надеемся, что они произойдут уже в 2019 году.