Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховое право
Закон с ловушками
Зубаков Алексей Алексеевич
Президент Ассоциации страховщиков России до 2004 г., заместитель председателя страховой секции научно-экспертного совета комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению
страхование сегодня19 ноября Государственная дума России - за несколько минут 250 голосами "за" - приняла в третьем чтении новую редакцию закона об организации страхового дела. Этот документ в процессе его подготовки вызывал острую критику страховщиков. Остались ли причины для критики после третьего чтения?

Причин для критики сегодня не меньше, чем было раньше - на этапах внесения законопроекта в Госдуму, первого и второго чтения. Несмотря на затянувшуюся подготовку документа, он как был, так и остался "сырым" и не проработанным. Многие его положения - это фактически ловушки для участников страхового рынка.

Вряд ли здесь уместно комментировать документ постатейно - это тема для объемного анализа. Но вот на некоторые недостатки, весьма характерные для этого документа, я хотел бы указать.

Возьмем нормы, описывающие обязательное страхование. Законопроект гласит, что условия конкретного вида обязательного страхования - включая порядок определения тарифа! - устанавливаются соответствующим федеральным законом. Таким образом, тарифы в том или ином виде обязательного страхования может определять Госдума. Но это - принципиальная ошибка! Нельзя экономическую величину - тариф - переводить в политическую плоскость, ставить ее в зависимость от воли депутатов. Кроме того, это - ловушка для пресловутой "автогражданки". Ведь, согласно многострадальному закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), тарифы на этот вид страхования устанавливает правительство (что вполне логично). И после вступления в силу нового закона о страховом деле закон об ОСАГО придется переделывать. Кому и зачем это нужно - страховщикам, страхователям, обществу в целом? Думаю, что никому.

Второй пример. Новая редакция закона о страховом деле запрещает участнику страхового рынка полностью или частично повторять краткое или полное наименование другого участника этого рынка. С компаниями, которые буду создаваться после вступления новой редакции в силу, все ясно. Но как быть, скажем, двум страховщикам, которые уже давно работают на рынке и наименования которых частично совпадают (таких, кстати, в России довольно много)? Кто из них должен менять название? К кому в противном случае надзор предъявит претензии? На эти вопросы закон не дает ответа. Это - еще одна ловушка для страховщиков и возможность злоупотребления для чиновников.

Впрочем, благодатную почву для злоупотреблений создает отнюдь не только это положение, а почти все нормы, описывающие взаимоотношения профучастников страхового рынка с надзорными органами. Здесь четко прослеживается стремление власти свести свои обязанности и ответственность к минимуму, а права и полномочия - к максимуму. Для профучастников рынка же ситуация обратная. Об этом, в частности, свидетельствует желание надзора лицензировать всех подряд - и страховщиков, и брокеров (представителей страхователей!), и общества взаимного страхования. Только вот не ясно, когда надзор будет все это успевать. Даже сегодня, когда лицензируются только страховщики и перестраховщики, процесс выдачи лицензии занимает около года. А новая редакция закона ограничивает этот срок двумя месяцами. Впрочем, надзор и тут оставил себе лазейку - он фактически может растянуть этот срок, раз за разом запрашивая у страховщика якобы уточняющие сведения.

В заключение перечислю еще несколько проблемных положений законопроекта. Это, в частности, довольно спорное разделение страховщиков по сферам деятельности, несколько противоречивый и не очень логично классифицированный перечень лицензируемых видов страхования, излишне жесткие и в то же время размытые квалификационные требования к руководителям компаний.


19 ноября 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 2.15 (голосовало: 13 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: