Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Саморегулирование, Брокеры, Ассоциации, союзы, пулы, фонды
Страховые брокеры на перепутье
Давыдов Иван Иванович
Независимый страховой эксперт
страхование сегодняКаковы особенности работы российского страхового брокера в действующей системе регулирования и саморегулирования? От чего зависит эффективность работы СРО страховых брокеров?

Несколько последних месяцев довольно интенсивно общаюсь со страховыми брокерами. При всём различии характера и размера их бизнеса, опыта и отношения к рынку очень ощущается одна общая черта — ситуация в сегменте страховых брокеров такова, что она давно уже не устраивает никого: ни самих брокеров, ни регулятора, ни представителей бизнеса, которые (в целом) не получают тех услуг, которые этот сегмент обеспечивает на более-менее развитых рынках.

Даже по сравнению с другими страховыми посредниками — банками, автосалонами и агентами — страховые брокеры выглядят безынициативным сообществом, неизвестным широкому кругу потенциальных клиентов за пределами относительно небольшой группы компаний, в силу исторических или регламентных причин пользующихся услугами страховых брокеров. Совершенно понятно из мирового опыта, что рыночная ниша у брокеров гораздо шире, нежели у агентов или автосалонов, являющихся связанными продавцами страховых услуг. Представляется, что в силу этого (даже в очевидных условиях не очень благоприятной экономической ситуации в стране) возможности для развития у страховых брокеров могли бы быть значительно лучше, чем есть сейчас.

Известная фраза Льва Толстого «каждая несчастная семья несчастлива по-своему» вполне применима и к ситуации с брокерским рынком: у каждого страхового брокера есть своё видение причин такого положения дел, своя цепочка причин и следствий, приведшая к длительной стагнации сегмента, который в самом начале коммерческого страхования в стране сулил ясные перспективы профессионалам, связавшим с ним свою бизнес-судьбу. Однако если вычленить из всех этих частных историй общее, то мы увидим, что главная, ключевая причина нынешнего безликого состояния сегмента — низкая работоспособность Ассоциации профессиональных страховых брокеров. Нужно признать, что Ассоциация на протяжении длительного времени в целом пассивна, налицо самоуспокоенность, что странно при дефиците ощутимых результатов в работе. При относительно небольшом количественном составе в ней присутствуют фракционность и междусобойчики, что ещё сильнее снижает дееспособность этого инструмента решения общих брокерских задач. В личных беседах многие брокеры высказывали мне свою неудовлетворённость сложившейся ситуацией и говорили об отсутствии у них ожиданий её улучшения.

Мне могут возразить, что брокеры объективно слабее страховщиков, которые задвинули их в дальний закуток внимания регулятора и общественности. Это особенно ощутимо, если взять для сравнения ВСС, как пример эффективного лоббирования и продвижения интересов членов профессиональной ассоциации. И, конечно, напомнят, что брокеров мало, что им приходится совмещать работу в Ассоциации со своим бизнесом. Я соглашусь со всем этим и даже могу подкинуть ещё несколько аналогичных тезисов, таких как низкий уровень риск-менеджмента у клиентского бизнеса, невысокая страховая грамотность, обременительное регуляторное давление, порой -  с точки зрения брокеров - без объективной необходимости. Только всё это не возражения и даже не объяснения, а попытки оправдания неудовлетворительного — а именно так это выглядит со стороны! — развития сегмента. В конечном итоге всё это формирует фон, в котором действует Ассоциация, её цели, задачи, способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Ассоциация программирует свои будущие неудачи.

Этим летом я познакомился практически со всеми страховыми брокерами лично. Помимо прочего, это было увлекательное погружение в профессиональный брокерский мир, знакомство с интересными людьми, их делом, идеями, видами на страховой рынок. Я увидел очень колоритное разнообразие взглядов на перспективы развития бизнеса, живость суждений, подвижность в дискуссии. В целом стало понятно, что сообщество страховых брокеров объединяет увлечённых, изобретательных и находчивых людей, с удовольствием занимающихся своим делом и умеющих выживать в любых условиях. И размер брокера, как я думаю, не слишком влияет на его судьбу и перспективы развития - у всех есть свои ниши, клиенты, шансы. В очень редких случаях в их глазах виделся пессимизм и я слышал, что всё плохо, а будет ещё хуже. Почему же не происходит переноса оптимизма, предприимчивости и умения находить выход в любой ситуации на жизнь Ассоциации?

Хотим мы этого или нет, но на рынке любая организация последовательно проходит свой жизненный цикл. Организации стартуют, наполненные драйвом своих создателей, устремлённые к целям, которые так чётко и однозначно рисуются в первоначальных планах. Сталкиваясь с реалиями жизни, они видоизменяют эти планы, усложняют стратегии, ищут обходные пути для преодоления препятствий, придумывают новые идеи. По мере движения вперёд они становятся гибче и разнообразнее в своих действиях, одновременно энтузиазм и напор снижаются, сменяясь размеренной текущей работой, если стратегия была выстроена правильно, или апатией, потерей интереса, недовольством положением в случае ошибок в стратегии или управлении организацией.

Это первая точка бифуркации, выбора решения «или — или» для организации, которая исчерпала за прошлый период своего развития доступный ей набор идей развития, методов управления и управленческих кадров. И она или продолжает оставаться в своей скорлупе, ожидая волшебного изменения внешних условий, которые облегчат ей достижение поставленных целей, или ищет новые ресурсы вовне.

Это в полной мере относится и к ассоциации страховых брокеров, как инструменту отраслевого лоббирования их интересов: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». По-моему, всем очевидно, что Ассоциация давно достигла пределов своего развития в модели управления «от создателей» и срочно нуждается в профессиональной системе управления, не зависящей от груза прошлых неудач, внутренних конфликтов и пристрастий, апатии и пассивности участников Ассоциации. Кроме того, за годы своего существования Ассоциация во многом исчерпала возможности межотраслевых связей и каналов коммуникаций с властью, бизнесом и общественностью. По крайней мере, туда должны быть вовлечены новые идеи и люди, должны быть устранены противоречия и непонимание, ограничивающие существующие возможности сотрудничества брокеров между собой в интересах всего профессионального сообщества.

Понятно, что выбор этот не прост, что смена модели управления — это серьёзная ломка существующего порядка. У меня сложилось впечатление, что большинство страховых брокеров поддерживает необходимость изменения модели управления в Ассоциации. И лишь небольшая часть брокерского сообщества противится этому - возможно, они не желают терять свои посты, возможно, нынешняя ситуация их устраивает по каким-то иным причинам. В результате один вопрос - «как обеспечить эффективное и поступательное управление Ассоциацией» - порождает второй – «как гарантировать адекватное представительство в управлении Ассоциацией всех категорий брокеров, включая тех, кто придерживается противоположных взглядов на её развитие» В этом чистый риск-менеджмент управленца: эффективнее сразу обо всём договориться, чем сохранять внутри ассоциации непримиримую фракционность, чреватую потерей управляемости.

Совершенно очевидно, что смена модели управления в Ассоциации — не блажь и не прихоть отдельных её членов, она предопределена нынешней фазой развития АПСБ, как организации. Чем быстрее страховые брокеры уйдут от модели кружка по интересам (и от внутренних надуманных противоречий), тем быстрее они справятся с теми вызовами, которые перед ними стоят в реальности, тем лучше они выстроят отношения с регулятором, с ключевыми клиентскими отраслями в виде их собственных объединений и союзов. Хотя внедрение профессионального управления и несёт в себе некоторые риски, но такая модель даёт страховым брокерам существенные возможности для дальнейшего развития, а по сути — на сегодняшний день является единственным механизмом урегулирования проблем Ассоциации.

Прежде всего, профессиональный управленец сведёт к минимуму риски, возникающие из неприятия друг друга различными группировками внутри Ассоциации. Это не его война, для него любые конфликты — лишь помеха в реализации той программы, ради которой он пришёл в данный проект. Вторым существенным фактором является отсутствие у него конфликта интересов между собственным брокерским бизнесом и интересами Ассоциации. Равноудалённость от любых конфликтов и полярных точек зрения, отсутствие иных интересов, кроме интересов Ассоциации, даёт профессиональному управленцу совершенно иные возможности для взаимодействия со всеми её участниками.

Он может ставить задачи, предлагать консенсусы спорных вопросов, осуществлять контроль выполнения задач, не будучи заподозренным в какой-либо подковёрной игре или симпатиях/антипатиях. Он, по сути, в дополнение к своему контракту на выполнение программы развития выступает медиатором для членов Ассоциации. При этом вовлечение членов Ассоциации в те или иные программы развития осуществляется независимо от их фракционной принадлежности, исключительно по их деловым качествам. Наконец, новый человек со своим опытом, подходами и — немаловажно — связями неминуемо придаст новый импульс организации, потерявшей работоспособность.

Очевидно, что подавляющее большинство страховых брокеров однозначно выиграет от изменения управления в Ассоциации, для них АПСБ — инструмент решения коллективных задач развития брокерского сегмента. Но, что характерно, в не меньшем выигрыше окажутся в конечном счёте и те, кто сейчас яростно противится неминуемой трансформации Ассоциации. Ведь одно дело регалии организации, о которой знают лишь её члены, и совсем другое — представлять Ассоциацию, которая стала заметна рынку, идеи и задачи которой понятны её участникам, регулятору и общественности, а формы и направления сотрудничества интересны смежным отраслевым союзам и основным клиентским группам.

Все эти прописные, в сущности, истины приходится повторять потому, что совершенно неожиданно для меня и, думаю, для многих членов ассоциации тоже, вопрос смены управленческой модели в АПСБ вдруг оказался раздут до эпических масштабов вселенской битвы добра со своей противоположностью. Если всё же желание вытянуть сегмент страховых брокеров из стагнирующего состояния преобладает, то надо, отбросив все пикировки и закулисные комбинации, садиться за стол и спокойно, вдумчиво и конструктивно обсуждать риски, возможности, планы и ресурсы. Работы много, работы хватит на всех.

С моей точки зрения брокерское сообщество сейчас объективно проходит поворотную точку — есть понимание необходимости перемен и поиска возможностей для развития.


20 ноября 2019 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Брокеры, Ассоциации, союзы, пулы, фонды
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.29 (голосовало: 17 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: