Страхование ответственности авиаперевозчиков – проблемы и тренды развития
Гусар Светлана Викторовна
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), вице-президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 01.04.2023 г.
|
Какие тенденции наблюдаются на российском рынке страхования ответственности авиперевозчиков в настоящее время?
Говоря о рынке страхования ответственности перевозчиков, мы имеем в виду виды транспорта, подлежащие обязательному страхованию в рамках закона 67-ФЗ. Большая часть авиапассажиров сюда не входит, так как их страхование проводится в рамках требований международного законодательства, речь идет только о внутренних авиаперевозках, прежде всего, вертолетами (примерно 4/5 от общего количества застрахованных транспортных средств). В настоящий момент по 67-ФЗ застраховано только 2,5 % пассажирских авиаперевозок.
По данным Минтранспорта, количество пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта, кроме ж/д и авиа, устойчиво снижается с 2013 года. Количество заключаемых договоров в сфере внутренних авиаперевозок с 2013 до 2018 года сократилось фактически на 1/4.
Банк России ведет систематический мониторинг примеряемых тарифов. Если в 2013 году страховщики, не имея статистики, начинали работать по минимальному тарифу, то аккумулировав статистику, они пришли к выводу, что этот флот страховать по минимальному тарифу нельзя. Сформированные статистические данные позволяют сейчас дифференцировать тарифы. В целом, идет довольно много убытков, поэтому к настоящему времени тариф приблизился к максимальному уровню в тарифной вилке. Средняя премия по договору существенно выросла – не только за счет роста тарифов, но и за счет укрупнения компаний-перевозчиков, снижения их количества вследствие обострения конкуренции и увеличения количества бортов у конкретного страхователя.
У нас для самолетов и вертолетов один и тот же тариф, тогда как показатели выплат по этим видам транспорта серьезно разнятся. Потерпевшие обращались в страховые компании за получением возмещения не только в случае аварий как таковых, но и иных страховых событий, в том числе не связанных с причинением вреда жизни и здоровью, а только с имущественным ущербом, а также повреждением вреда жизни и здоровью без аварии (например, человек упал с трапа). В целом, на долю авиатранспорта приходится всего 17% всех выплат, осуществленных по 67-ФЗ, однако именно здесь производится больше всего выплат по жизни и здоровью, именно здесь и максимальные показатели числа потерпевших на число перевезенных (12,93 на 1 млн. пассажиров) и соотношение погибших и раненых (1:1). Для сравнения: на самом безопасном виде транспорта – трамвае (это тяжелый вид транспорта, двигающийся медленно, по выделенной полосе) на одного погибшего приходится 115 раненых. То есть на трамвае подавляющее число событий не ведет к летальному исходу, а на вертолете при аварии шансы выжить 50 на 50. Средняя выплата по вертолетам составляет почти 700 тыс.рублей.
Основные причины происшествий и инцидентов с вертолетами, а также высокой степени тяжести их последствий:
∙ отвлечение внимания от пилотирования, неготовность (в том числе психологическая) к переходу на полет по приборам,
∙ желание выполнить полет до пункта назначения «во что бы то ни стало», невзирая на метеоусловия (особенно при ВИП-перевозках),
∙ столкновение с проводами ЛЭП,
∙ перегрузы,
∙ длительный поиск воздушных судов, потерпевших бедствие.
Специфика внутренних перевозок вертолетами связана с тем, что авиаперевозки зачастую осуществляются в условиях менее развитой инфраструктуры, в малые аэропорты, имеющие меньше средств для обеспечения должного уровня орнитологической и пожарной безопасности, испытывающие проблемы с обеспечением топливом. К негативным факторам, по нашему мнению, относятся сложные климатические и географические условия, изношенность старой техники, отсутствие достаточного опыта в эксплуатации новой техники, недостаточно качественное техобслуживание (в ряде случаев), неудовлетворительное состояние отдаленных аэропортов и аэродромов.
Показатели выплат, которые страховые компании произвели пассажирам по 67-ФЗ, подтверждают действенность и востребованность закона. Мы выступали с инициативой включить в число получателей выплат по 67-ФЗ не только пассажиров, но и членов экипажа, по аналогии с ОПО. К сожалению, она не была поддержана при обсуждении на площадке Минтранса. Нам показалось странным, что даже перевозчики сказали, что они не испытывают такой потребности, а предпочитают решать эту проблему через договоры добровольного страхования.
Страховые компании во всем мире являются инициатором решения проблем безопасности, владея накопленной информацией по произошедшим и урегулированным событиям. И у нас, российских страховщиков, на основе анализа практики применения закона за прошедшие годы сформулированы следующие рекомендации в области повышения безопасности авиаперевозок:
∙ обеспечить внедрение системы управления безопасностью полетов в авиационной отрасли в соответствии с действующими рекомендациями ИКАО;
∙ уделить должное внимание развитию системы добровольных сообщений об инцидентах в гражданской авиации как важнейшего инструмента предупреждения авиационных происшествий;
∙ обеспечить внедрение рекомендаций, предлагаемых по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов;
∙ совершенствовать систему подготовки летных экипажей, включать в обучение информацию о ранее произошедших внештатных ситуациях и их специфике;
∙ обратить внимание на соответствие состояния аэродромов требованиям безопасности полетов в части состояния ВПП и орнитологического обеспечения.
В настоящее время готовится проект Указаний ЦБ, в котором подтверждается необходимость разделения тарифов по самолетам и вертолетам (сейчас тариф единый).