Страховой рынок — в 2019 вырос на «здоровье», в 2020 сократится на карантине
Самиев Павел Александрович
Генеральный директор ООО «БизнесДром», исполнительный директор АЦ «Институт страхования», член президиума правления, председатель комитета по финансовым рынкам Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
|
Какие виды страхования и каналы продаж обеспечивали прирост сборов страховой премии в 2019 году? Какой, по Вашим прогнозам, будет динамика рынка в 2020 году?
В 2019 году страховой рынок получил новые драйверы в виде добровольного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев. Благодаря этому без учета страхования жизни прирост рынка составил 4,3%. В 2020 году из-за экономической ситуации в России и в мире отрасль столкнется со снижением сборов.
Объем страховых премий по итогам 2019 года составил 1,48 трлн рублей, что аналогично сборам в 2018 году. Без учета страхования жизни прирост страхового рынка оказался равен 4,3%. Роста рынка обеспечили страхование имущества юрлиц (прирост на 16,7% до 103,3 млрд рублей), страхование жизни заемщика (на 55,1% до 91,8 млрд рублей), страхование от несчастных случаев и болезней (на 10,5% до 187,4 млрд рублей) и ДМС (на 19% до 180,6 млрд рублей).
Страховые компании в 2019 году предложили потребителям специализированные программы. Например, страхование от критических заболеваний, сезонных, программы с возможностью прохождения чек-апов. Набирают популярность полисы с франшизой: продукты ДМС стали доступнее как для физлиц, так и для юрлиц, средняя премия сократилась на 14,1% до 10,6 тыс. рублей.
Сдерживающее влияние на рост сборов оказало страхование жизни (сокращение на 9,5% до 409,4 млрд рублей) и страхование ответственности (-33,6% до 32,3 млрд рублей). Снижение спроса на новые автомобили и сокращение средней страховой премии оказали негативное влияние на страхование ОСАГО (-4,9% млрд рублей до 215 млрд рублей).
Совокупные выплаты увеличились на 16,6% до 609,6 млрд рублей, из них 22% приходится на страхование жизни и здоровья. Потребители переключились с ИСЖ на продукты с меньшими инвестиционными рисками — на накопительное страхование жизни, а также продукты по защите здоровья: в совокупном портфеле страховщиков увеличилась доля ДМС на 1,9 п.п. до 12,2%, а также доля страхования от несчастных случаев и болезней (НС) на 1,2 п.п. до 12,6%. Выплаты по ДМС выросли на 13,1%, по НС всего на 5,5%.
По итогам 2019 года структура каналов продаж страховых компаний практически не изменилась: 75,5% — доля премий, полученных при участии посредников (прирост 2 п.п.), 19,9% — доля прямых продаж, вопреки ожиданиям на 0,5 п.п. сократилась доля интернет-сборов. Сохраняется высокая доля банкострахования — на этот канал продаж пришлось 37,2% всех сборов или 49,2% сборов посредников.
Долгосрочными источниками роста могут стать сегменты ДМС и страхование от несчастных случаев. Этому будет способствовать дальнейшее развитие технологий, предложение специализированных программ и различных сервисных опций и услуг, таких как чек-ап и телемедицина, однако в текущем году сборы рынка сократятся. В 2020 году в корпоративном секторе ожидается заморозка по страховым взносам и оптимизация по социальным пакетам, в том числе по ДМС. Снижение спроса на новые автомобили продолжит оказывать сдерживающее влияние на моторные виды страхования, причем сокращение сборов будет еще сильнее, чем прогнозировалось в начале года. Снижение кредитования потребителей отразится на страховании жизни заемщиков, страховании от НС, которые были в числе факторов роста рынка 2019 года. Развитие страхования во многом будет зависеть от экономической ситуации в России и в мире.