Автогражданка «по-человечески»
Знаменский Андрей Борисович
Начальник управления обязательного страхования автогражданской ответственности ОАО СК «Русский мир»
|
Политическая шумиха вокруг «автогражданки» отодвинула на второй план другие проблемы, связанные с реализацией закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). На что сейчас следовало бы обратить внимание страховым компаниям?
Много лет страховщики говорили о низкой страховой культуре населения, и вот, благодаря ОСАГО, люди пошли в страховые компании. Они платят деньги и взамен хотят получить достойный сервис. Но оказалась ли достаточно высокой культура самих страховщиков? Готовы ли они к работе с массовым клиентом - причем не только по продаже полисов, но и, что более важно, по грамотному урегулированию убытков?
На мой взгляд, эти вопросы должны беспокоить участников рынка не меньше, чем политическая ситуация вокруг закона об ОСАГО. Заканчивается пятый месяц его действия, миллионы автовладельцев уже приобрели полисы, миллионы еще размышляют, наблюдая за словесными баталиями сторонников и противников закона в прессе, на телевидении, в Интернете. Если в начале действия закона критика была сосредоточена вокруг стоимости страховки, то теперь все чаще появляются конкретные замечания к работе компаний по выплатам страхового возмещения.
Наиболее часто звучат следующие претензии:
- при ДТП невозможно дозвониться в страховую компанию;
- на место аварии не приезжает аварийный комиссар, как обещали при покупке полиса;
- страховая компания для выплаты требует документы, не предусмотренные законом и правилами страхования, и заставляет обращаться в суд;
- нарушается порядок оценки ущерба, страховщики проводят оценку самостоятельно или не оплачивают стоимость экспертизы и оценки.
Конечно, каждый такой случай требует детального рассмотрения, чтобы определить, виноват ли страховщик. Но это, безусловно, тревожный сигнал для всего страхового сообщества. Ошибки и нарушения страховщиков при осуществлении выплат могут иметь огромный отрицательный эффект.
Я уверен, что в рамках действующего законодательства страховщик может и должен организовать работу по выплатам так, чтобы она не вызывала претензий со стороны страхователей и потерпевших. Надо просто захотеть работать с потерпевшими "по-человечески", постараться действительно облегчить жизнь своему клиенту, не пожалеть времени и сил. Пройдет совсем немного времени, и водители будут выбирать страховщика не по рекламе, а по отзывам коллег и знакомых.
Большую роль в организации работы компаний по ОСАГО должен играть Российский союз автостраховщиков (РСА) - от его активной позиции будет во многом зависеть качество работы его членов.