После введения в России обязательного страхования автогражданской ответственности российские страховщики заговорили о том, что рынок нуждается в масштабных инвестициях. Кто, кому и на что может выделить необходимые суммы?
Проблема гораздо шире "автогражданки". Почти все разновидности российского страхового бизнеса в ближайшие 4-5 лет нуждаются в средствах, которые исчисляются не сотнями тысяч, но миллионами долларов. В то же время крупные западные страховые компании не выглядят способными инвестировать в этот период в российский рынок значительные суммы. И не потому, что здесь существуют какие-либо проблемы, а потому что - проблемы возникли в Западной Европе, где все крупные страховщики оказались в ситуации сокращения капитала. Эти компании сейчас не могут вкладывать серьезные средства ни в российский, ни в китайский, ни в индийский рынок.
Таким образом, в ближайшем будущем в Россию капитал западных страховщиков не придет. Он может придти со стороны венчурных инвесторов и банков развития - то есть тех компаний, которые специализируются на инвестициях с высоким риском, но вместе с тем обещающих в будущем обеспечить хороший доход. С этой точки зрения, российское страхование должно представлять для них интерес: в мире не существует другого рынка с прогнозом роста до 40% в год на протяжении ближайших 10 лет - при том, что такой прогноз поддерживается большинством аналитиков. В общем, основания для вложения средств в российское страхование у этих инвесторов имеются. Им остается только определить компании, в развитие бизнеса которых можно инвестировать.
Думаю, что крупные российские страховщики выглядят не очень привлекательными в этом смысле, поскольку их бизнес включает в себя слишком большую долю того, что по сути к страхованию не относится. Но средние по размеру компании, в том числе региональные страховщики, как мне кажется, могут представлять интерес для инвесторов.
Что касается обязательного страхования автогражданской ответственности, то на международном рынке не найдется инвестора, который пожелает помочь российским компаниям в развитии этого вида страхования: уже есть опыт Восточной Европы, в которой этот бизнес оказался неудачным. Поэтому вложение денег в "автогражданку" в России в данный момент граничит с сумасшествием. И российским страховщикам, рассчитывающими на привлечение инвестиций, следует показать, что они могут заниматься чем-то еще, кроме обязательного страхования автогражданской ответственности.
Справка
По данным Государственного комитета по статистике, в январе-сентябре 2003 г. в экономику России поступило 20.9 млрд долл. иностранных инвестиций. В сферу финансов, кредитов, страхования и пенсионного обеспечения направлено 226 млн долл. инвестиций, или 1.08% от общего объема.