Реформа ОСАГО – развитие и продолжение
Уфимцев Евгений Владимирович
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА)
|
Как российская система ОСАГО пережила период карантина и удаленной работы? Какие нововведения ждут автовладельцев и страховщиков в ближайшее время?
Мы в РСА ни на один день не уходили на «удаленку». Не прекращалось осуществление компенсационных выплат, прием жалоб, обслуживание информационных систем, техосмотр и вообще все, что связано с организацией работы по ОСАГО. Даже в период самой жесткой пандемии в апреле мы находились на рабочем месте, хотя часть людей работала дистанционно, но все необходимые вещи, принятие решений осуществлялись на месте.
Сейчас основная часть идущих изменений связана с индивидуализацией тарифа по ОСАГО и вступлением в действие указаний Банка России, с новыми ценовыми справочниками, а также мобильным приложением, которое начнет работать на всей территории России с 1 января 2021 года. В ОСАГО происходит много положительных для людей новаций.
С 20 сентября 2020 года в России начнут действовать обновленные справочники цен на запасные части. Предполагается увеличение стоимости запчастей, в среднем, на 23%. Это вызвано двумя основными факторами. Первый – это существенное изменение курса доллара. Хотя полностью прямой связи между ценами запчастей и курсом доллара нет, поставщики по-разному реагируют на изменения курса, доля импортных запчастей везде разная и т.п. Второй – это то, что во время периода карантина и даже после его окончания не все поставщики запчастей сразу полноценно заработали по всем территориям. Автопроизводители сохранили объемы, но розничные продавцы сократили предложение и ассортимент, уменьшилась доля дешевых запчастей и запчастей, привозимых из-за рубежа. Таким образом, изменение курса доллара и уменьшение количества поставщиков повлечет за собой увеличение уровня выплат по ОСАГО, хотя, конечно, не на эти же 23%, поскольку доля этих затрат в общей сумме убытков – не 100%. По нашей практике, повышения цен по предыдущим обновленным справочникам на 9-10% влекли рост среднейвыплаты на 5,6 % (то есть с коэффициентом 0,6). Соответственно, сейчас следует ждать увеличения средней выплаты на 14%. Новые цены распространяются на те аварии, которые произойдут после вступления изменений в силу, то есть после 20 сентября (не по дате экспертизы, а по дате ДТП). И здесь, напомню, в ОСАГО пошли на серьезное исключение в пользу потребителей, так как во всех других страховых продуктах и услугах действие подобных новаций обычно распространяется только на договоры страхования, заключенные после вступления изменений в силу.
Повлечет ли это за собой последующее повышение тарифов – вопрос не однозначный. Поскольку с 5 сентября мы перешли на очень правильный и нужный вектор индивидуализации тарифа, совокупно по всему рынку средняя премия, раз уж выросли цены по справочникам, начнет увеличиваться, однако это произойдет за счет проблемных водителей и регионов, где еще высок уровень страхового мошенничества. А большинство обычных водителей никакого повышения цен не почувствуют, так как к малорискованным категориям клиентов страховщики будут применять понижающие коэффициенты и дополнительные скидки. Я думаю, что Банк России сейчас сделал все, чтобы не было «нестатистического» установления тарифов.
Мы тщательно мониторили ситуацию в прошедшие дни, как меняется тариф с 5 сентября, поскольку было очень много разговоров и спекуляций на эту тему, не поднимут ли страховщики цены, пользуясь либерализацией. Но за первые 2 недели работы в новых условиях, в среднем по Российской Федерации, изменений размера средней премии не произошло. Она стоит на уровне 5 500 рублей, как и было в конце 2019-начале 2020 годов.
Источником новостей следующего года станет техосмотр транспортных средств. С 15 января 2021 года начнет действовать первая часть нововведений по техосмотру, с марта – вторая часть.
В целом, особенность работы в условиях пандемии в том, что многие вещи приходится делать оперативнее, меняются технологии. В частности, справочники запчастей мы обычно готовили дольше, на подготовку уходило более трех месяцев. В этот раз мы столкнулись с необходимостью готовить их значительно быстрее, подрядчику пришлось уложиться в два с небольшим месяца, так как еще в июне получение данных из части источников, особенно региональных, было ограничено.
Мы – оптимисты. Надеемся, что экономика стабилизировалась, пандемия закончилась, произойдет снижение курса доллара и евро, рынок насытится запасными частями, и работа будет идти в нормальном режиме.